Влияние информационных технологий на жизнь человека. Как современные технологии влияют на психологию людей Влияние компьютерных технологий на общество

Влияние информационных технологий на общество

В современном мире информационные технологии занимают немаловажное место в жизни каждого человека. Сейчас невозможно представить человека, не имеющего мобильного телефона, планшета, ноутбука, все вместе или по отдельности. В 90-е годы, дети играли в «волка» или тетрис, а сейчас на каком-либо гаджете. Информационные технологии глубоко проникли в жизнь всех людей, порой отказываясь от внешнего, реального мира, заменяя его на технические устройства. Каждый сталкивался с тем, что люди едут рядом «уткнувшись» в телефон или же в наушниках.

Итак, надо понять с чем это связано:

    Общество вышло на новый уровень постиндустриального, что подразумевает под собой развитие информационных технологий, путем развития человеческого интеллекта.

    Автоматизация человеческого труда

Если рассматривать подробнее, то создаются новые технологии и жизнь становится более простой и комфортной. Пример этого - телефон, благодаря которому мы может связываться с людьми в разных уголках мира. А также создаются приспособления, из-за которых человеческий труд становится менее необходим, чем раньше, то есть он механизируется. Люди придумали такие устройства, специальные машины, которые способны к той же производительности, что и обычные работники, а возможно и выше. Это абсолютные плюсы, простота в общении, это и звонки и социальные сети и механизированный труд, трудовые ресурсы сокращены, это выгодней любому владельцу.

Несомненный плюс в том, что информационные технологии проникли и в науку. В данный момент, почти все социальные опросы и исследования проходят с помощью компьютеров, т.е обработка социологических данных и их анализ, составления отчетов и презентации. А что происходит в образовательной деятельности? Ни студент, ни преподаватель не может обойтись без компьютера, а в особенности без Интернета. Любая подготовка к уроку, или поиск информации не может обойтись без Интернета. Всевозможная доступная информация, доступна одним нажатием кнопки. Информация это или уроки, или карта, или книга – не важно. Большинство новых изобретений созданы для удобства человека. Примером может послужить управление «умным» домом через смартфон, управление машиной через пульт.

Но не могу не отразить минусы. Главной проблемой является то, что люди не знают границ, к этому относиться и границы комфорта. Телефоны заменили многие занятия, будь то чтение книги, или настольные игры-всё в телефоне. Человек поглощен телефоном, и он уже не пойдет куда –либо, в театр, выставки или музеи, ведь абсолютно всё - можно посмотреть в телефоне. А так же, телефон является главным средством общения и что огорчает, люди перестают в общаться в реальной жизни. Перестают разговаривать, проще написать смс-сообщение. Информационные технологии подталкивают людей к деградации преграждают успешный путь «социализации», т.е человек не может усвоить образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, позволяющие успешно функционировать в обществе. Вместо встречи с друзьями, человек выберет телефон, вместо прочтения книги - социальные сети. Информационные технологии проникли и в науку, сейчас невозможно представить социальное тестирование без компьютеров. Применение в учебном процессе компьютерных технологий, не раз облегчало жизнь и преподавателям и студентам, сюда относится и Интернет, в котором содержится много нужной информации и всевозможные мультимедийные технологии. Если рассматривать более подробно использование информационных технологий в обучении, то можно смело сказать, что компьютер, в процессе, представляет собой «учителя». Компьютер может диктовать лекцию, при чем и голосом и просто показывая лекцию, а так же выдавать задания для выполнения практической работы. Компьютерное моделирование позволяет упростить «жизнь» студента, помогая ему с более сложными задачами, такими как чертежи или эксперименты. То есть, процесс обучения состоит в том, что с помощью компьютера обучающийся собирает информацию, принимает решения и изучает результаты. Рассматривая положительные стороны глобального использования IT-технологий, можно увидеть, что в настоящее время людям стало гораздо проще находить необходимую нам информацию, а, следовательно, стало проще развиваться в интеллектуальном плане. Сейчас, если человек захотел выучить, к примеру, английский, ему не обязательно искать преподавателя или ходить на курсы, он может сделать это все электронным образом: существует множество обучающих сайтов и видеороликов. Да, конечно, это менее эффективно, нежели занятие с преподавателем-носителем языка, но это тоже приемлемо, и самое главное-это работает!

Если сравнить уровень знаний нашего современника и, например, людей, которые жили в начале прошлого столетия, разница получается глобальная. Кроме того, возможность накапливать информацию в огромных количествах и быстро ее передавать на любые расстояния способствует ускорению всех процессов в науке, торговле, медицине, культуре и прочих отраслях человеческой деятельности. В этом заключается влияние информационных технологий на общество и его развитие.

Не менее важно и влияние современных технологий в целом на человека. Благодаря их развитию на современном этапе возможно лечить многие заболевания, которые раньше не давали пациенту надежду на полноценную жизнь. Сегодня информация о проведении операций с использованием нанотехнологий порой просто фантастична.

Благодаря развитию технологии человечество смогло заглянуть вглубь океанов, начало исследование космоса, открывает тайны ДНК и пр.

Влияние технологий на человека усиливается с каждым годом. Они настолько прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что мы уже не в состоянии обойтись без тех благ, которые они дают.

Страшно представить, что будет с нами, если однажды по какой-то причине мы лишимся технологий.

Используемая литература:

    Добляшевич В.В . ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА. Интернет источник

    Шпицберг А. И. Влияние информационных технологий на деятельность современного общества // Молодой ученый. - 2014. - №6.2. - С. 81-83.

Человеческая история насчитывает уже несколько тысячелетий. Путь от древнего человека с его примитивными орудиями труда до современной эры высоких технологий и величайших за всю историю открытий был тернист и труден.

Сегодня мы уже не представляем, как можно обойтись без столь привычных вещей как смартфон, планшет, навигатор или . Жизнь без выхода в интернет многим вообще кажется чем-то из ряда вон выходящим и недоступным пониманию. Давайте разберемся, в чем заключается влияние технологий на общественное развитие и всегда ли оно положительно.

Влияние информационных технологий на человека

Недооценить это влияние невозможно. Под информационными технологиями сегодня, в первую очередь, понимается все, что связано с хранением, управлением и передачей информации в цифровом формате. Прелесть развития технологий в этом направлении может оценить каждый: раньше, для того, чтобы найти информацию о чем-либо, необходимо было прочесть огромное количество книг. При этом, некоторые из них были доступны только в читальных залах крупнейших библиотек. Теперь же достаточно открыть поисковую систему и просто сформулировать вопрос.

Если сравнить уровень знаний нашего современника и, например, людей, которые жили в начале прошлого столетия, разница получается глобальная. Кроме того, возможность накапливать информацию в огромных количествах и быстро ее передавать на любые расстояния способствует ускорению всех процессов в науке, торговле, медицине, культуре и прочих отраслях человеческой деятельности. В этом заключается влияние информационных технологий на общество и его .

Не менее важно и влияние современных технологий в целом на человека. Благодаря их развитию на современном этапе возможно лечить многие заболевания, которые раньше не давали пациенту надежду на полноценную жизнь. Сегодня информация о проведении операций с использованием нанотехнологий порой просто фантастична.

Благодаря развитию технологии человечество смогло заглянуть вглубь океанов, начало исследование космоса, открывает тайны ДНК и пр.

Влияние технологий на человека усиливается с каждым годом. Они настолько прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что мы уже не в состоянии обойтись без тех благ, которые они дают.

Страшно представить, что будет с нами, если однажды по какой-то причине мы лишимся технологий.


Цели, которые общество ставит перед технологиями; задачи, которые призваны решать технологии
Свойства особенности технологий. Влияние технологий на общество, на окружающую среду
выгоды, получаемые от применения технологий
потребление ресурсов в технологических целях
вред, наносимый технологическими процессами
угрозы, которые несут в себе технологии
Оправданность применения технологий
Плодотворность применения технологий
Среда обитания человека как предмет воздействия технологий
Способы преодоления противоречий между последствиями применения технологий
Совокупность правил поведения, образ мышления, образ жизни, как технология

Значение технологий в современном обществе, место технологий в общественном устройстве

Современный человек помешан на технологиях.

Нас окружают компьютеры, сотовые телефоны, автомобили, навигаторы и горы других высокотехнологичных вещей.

Мы привыкли полагаться на технологии:
мы звоним по сотовой связи, чтобы решить важный для нас вопрос;
мы живем в интернете;
мы мчимся на встречу с деловым партнёром на мощном скоростном автомобиле или разговариваем с друзьями и знакомыми по скайпу и так далее, так далее, так далее.

Цели, которые общество ставит перед технологиями

Непосредственной или конечной целью технологий является удовлетворение потребностей людей. Технологии воздействуют на образ жизни людей.

Влияние технологий на общество, на окружающую среду

Широкое использование технологий приносит свои плоды:
наша жизнь становится насыщеннее;
на нас обрушивается неимоверное количество сведений, впечатлений;
мы быстро перемещается на значительные расстояния;
нас окружает множество полезных и удобных вещей.

Ослепительный блеск технологического рая может на какое-то время скрыть от глаз чрезвычайно приземлённое основание, на котором зиждется всё это изобилие.

Человек редко задумывается о том, что пользуясь плодами технологий он, по сути, потребляет ресурсы. Для создания разнообразных устройств, товаров, услуг, а также новых технологий требуются природные богатства.

Технологические процессы, приносящие человечеству всё новые и новые блага и удобства, как правило, являются прямыми (или косвенными?) источниками загрязнения окружающей среды.

Удовлетворяя одни потребности, человек с успехом создаёт другие, попутно собирая ворох проблем, порождаемых производственной деятельностью. Для решения новых проблем, которые горделиво именуются вызовами, лучшие умы человечества создают новые технологии.

Наверное, одной из самых главных угроз в этих обстоятельствах является укоренившееся представление сынов и дочерей человеческих, что технология является волшебным средством решения всех проблем, с которым сталкивается общество в своём развитии.

Оправданность применения технологий

Насколько оправдано безоглядное упование на технологии?

Наиболее ценными ресурсами для жизни человека являются чистая вода и чистый воздух. Эти ресурсы также наиболее востребованы различного рода технологиями.

Мы меняем воздух и воду на вещи, которые через некоторое время просто выбрасываем за ненадобностью. Можно ли назвать этот обмен разумным?

Всё что делает человек, приносит определённые плоды. Так или иначе, деятельность человека сказывается на нём самом.

Мы разъезжаем на автомобилях, и мы же дышим выхлопными газами.

Мы наводим чистоту в наших городах и превращаем реки в потоки нечистот.

Мы строим удобные жилища для себя, и мы же убиваем всё живое вокруг, задыхаясь в душных пыльных каменных джунглях и всё чаще наблюдая вместо солнца и неба фонари и облезлые стены.

Мы придумываем всё новые и новые технологии. Новые технологии, как правило, требуют больше ресурсов. Существует явное противоречие между выгодами от применения (новых) технологий и их ресурсозатратностью, загрязнением окружающей среды.

Плодотворность применения технологий

Используются ли технологии «на все сто»? Может быть, часто вместо полнокровного использования уже созданных технологий, человек стремится создать новую технологию для решения насущных или, быть может, кажущихся таковыми, задач.

Насколько хорошо налажено взаимное дополнение, взаимодействие между технологиями? Насколько интегрированы технологии в общественную, частную жизнь людей? Является ли действительно необходимым применение уже созданных и вновь создаваемых технологий?

Среда обитания человека как предмет воздействия технологий

Конечной целью технологий является изменение среды обитания и образа жизни человека.

Быть может разумно направить усилия на развитие технологий непосредственно, а не опосредованно влияющих на образ жизни людей?

К примеру, как мы получаем свет для своих жилищ.

Для удовлетворения потребностей в освещении мы придумали технологию производства электричества. Человек добывает из недр земли сырьё для своих электростанций - топливо. Современное топливо имеет органическое происхождение. То есть то, что мы сжигаем, чтобы получить электричество, когда-то было живым и росло благодаря солнечному свету. В итоге, получается, что мы тратим силы, время и средства, чтобы освещать наши жилища светом от Солнца, пришедшего на Землю миллионы лет назад. А ведь Солнце светит каждый день. При этом нам нужно еще произвести машины вырабатывающие электроэнергию.

Сложная, длительная цепочка преобразования ресурсов в благосостояние, удобства для людей. Зачем нужен такой замысловатый путь достижения удовольствий?

Способы преодоления противоречий между последствиями применения технологий

Возможно ли создание технологий, которые
уменьшают (снижают?) потребность в ресурсах
быть может, совсем не нуждаются в ресурсах?
не приводят к загрязнению окружающей среды?

Существуют ли простые (или относительно простые) пути решения задач по удовлетворению потребностей человечества?

Простым и привычным для нас является освещение. Рассмотрим освещение как технологию. В настоящее время мы разделяем естественное и искусственное освещение. Искусственное используется (или должно использоваться) когда недоступен солнечный свет. Разумное использование естественного источника света позволяет частично или даже полностью отказаться от искусственного освещения. И от сопутствующей траты ресурсов.

Есть ещё одно природное богатство, которое время от времени в прямом смысле падает на нас с неба. . В городах сейчас дождь и талый снег просто стекают в ливневую канализацию. Людям мешают дождь, снег: они борются с ними. Вместо того, чтобы использовать.

Образ мышления, образ жизни как технология

Описанный выше подход позволяет превратить разумное поведение, образ жизни, определённый подход к использованию природных богатств в технологию. Вместо создания новых технологий, требуется пересмотреть существующие способы производства благ и услуг.

Следует проверить технологии на предмет:
целесообразности использования;
возможности снижения или исключения вредного воздействия на окружающую среду;
разумности потребления ресурсов;
повторяемости (выполнения одних и тех же задач);
излишней сложности;
согласованности действий с другими технологиями.

Самые важные и самые существенные изменения в человеческом обществе – это изменения в сознании людей. Именно эти изменения позволят создать действительно новые технологии.

We live in the era of high technologies, and we use modern inventions in our everyday life because they have brought us much comfort. New technologies have spread on every field over the past 15 years. Moreover, they are rapidly changing. For example, video-recorders, DVD-players or compact disks have already become obsolete and have been replaced by more up-to-date devices. Today we can hardly imagine our life without such modern mobile devices as cell phones or laptops. Our offices are fully equipped with computers, printers, scanners, air-conditioners, interactive whiteboards and wi-fi modems. Household appliances (vacuum-cleaners, coffee-machines, dish-washers, food processors and others) help us to save our time and energy.

However, we should realize that digital and electronic inventions have both negative and positive impact on our daily life.

I am absolutely positive that new technologies or gadgets are making things faster, easier, more comfortable and interesting. For instance, if you install a GPS (Global Positioning System) in your car you’ll never get lost again. And could we imagine just 15 years ago all the things we can do on the wireless Internet nowadays: connecting with friends from all over the world, online shopping and banking, distance online learning, finding virtual relationships and even working from home? Isn’t that awesome?! Our parents used to go to post-offices to send letters or pay bills, they went to libraries to find a good book and they used telephone-booths for phone-calls.

On the other hand, I know some people who are strongly against some modern inventions because they really miss those days when they talked to each other face to face in reality, and not virtually. I partially agree with that as I really believe that people are becoming anti-social and too dependent on their gadgets. Some of my friends also spend half of the time occupying their shiny gadgets (smart-phones or i-pads) even when we go out together. Besides, people who use various social networks a lot (such as Facebook or Instagram) should worry more about their privacy.

Summing up, I could say that there are serious arguments both for and against the use of new technologies but anyway it’s really difficult to imagine our life without them today.

Новые технологии в нашей жизни

Мы живем в эпоху высоких технологий и пользуемся современными изобретениями в повседневной жизни, поскольку они принесли нам много комфорта. Новые технологии распространились в каждой области за последние 15 лет. Более того, они стремительно меняются. Например, видеомагнитофоны, DVD-плееры или компакт-диски стали уже устаревшими, и им на смену пришли более современные устройства. Сегодня мы с трудом можем представить нашу жизнь без таких современных мобильных приборов, как сотовые телефоны или ноутбуки. Наши офисы полностью оборудованы компьютерами, принтерами, сканерами, кондиционерами, интерактивными досками и wi-fi модемами. Бытовые приборы (пылесосы, кофе-машины, посудомоечные машины, кухонные комбайны и другие) помогают нам экономить время и энергию.

Однако, нам следует понимать, что цифровые и электронные изобретения имеют как отрицательное, так и положительное влияние на нашу повседневную жизнь.

Я полностью согласен с тем, что новые технологии или гаджеты делают многие вещи быстрее, легче, удобнее и интереснее. К примеру, если вы устанавливаете в своем автомобиле GPS (Глобальную Навигационную Систему), вы больше никогда не заблудитесь. А могли ли мы представить всего лишь 15 лет назад все то, что можем делать сегодня по беспроводному интернету: связь с друзьями по всему миру, онлайн покупки и банковские операции, дистанционное онлайн обучение, поиск виртуальных знакомств и даже работу из дома? Разве это не здорово?! Наши родители раньше отправлялись в почтовое отделение для того, чтобы отсылать письма или оплачивать счета, они ходили в библиотеки для того, чтобы найти хорошую книгу и пользовались телефонными будками для того, чтобы позвонить.

С другой стороны, я знаю людей, которые категорически против некоторых современных изобретений, так как им очень не хватает тех дней, когда они общались друг с другом, лицом к лицу в реальности, а не виртуально. Частично я согласен с этим, потому что я считаю, что люди становятся анти-социальными и слишком зависимыми от своих гаджетов. Некоторые мои друзья также посвящают половину времени своим блестящим гаджетам (смартфонам или ай-пэдам), даже когда мы выходим вместе погулять. Кроме того, людям, которые много пользуются социальными сетями (такими, как Фэйсбук или Инстарграм), нужно побеспокоиться о защите своей личной информации.

Влияние техники на развитие производительных сил и общества в целом подчеркивалось многими историками, философами и культурологами. Рассматривая культурно-исторический процесс развития человеческого общества, многие ученые признавали большую роль в этом процессе технологического фактора и в первую очередь совершенствования орудий производства и использования новых источников энергии. В предыдущих главах была приведена периодизация истории, которая характеризует существовавшие общества именно с точки зрения развития техники производства. Если древнее аграрное общество основывалось на примитивных земледельческих орудиях, то пришедшее ему на смену аграрно-промышленное общество Средневековья отличается не только более совершенной техникой земледелия, но главным образом появлением новых средств труда и большого количества ремесленников, возникновением множества ремесленных цехов, а затем и отдельных мануфактур. Из этих мануфактур и сформировалось впоследствии индустриальное общество.

Наряду с совершенствованием орудий производства многие экономисты, историки, и экологи прогресс общества связывают с появлением новых источников энергии, с помощью которых орудия приводятся в действие. С этой точки зрения экологи, например, выделяют природные системы, полностью зависящие от энергии Солнца, благодаря которой стало возможным возникновение и существование растений и животных на земле. Единственным источником энергии у первобытных людей, занимавшихся собиранием плодов и растений, рыболовством и охотой, были собственные мускулы. В дальнейшем, с переходом к цивилизации и появлением древнего аграрного общества в качестве источника энергии стала использоваться сила прирученных домашних животных, а также энергия воды и ветра. Возникновение индустриального общества ознаменовалось использованием тепловой энергии в паровых машинах. С этого времени начинается также возрастающее применение сначала каменного угля, а потом и нефти в качестве наиболее эффективных энергоносителей; значительно повышается доля энергетических затрат на единицу человеческого труда. Именно по величине таких затрат некоторые историки и культурологи оценивают технический прогресс в обществе. Таким образом, признание роли техники росло вместе с прогрессом самой техники, начиная с первой промышленной революции и кончая современной научно-технической революцией, в корне изменившей характер технологии производства благодаря внедрению механизации, автоматизации и роботизации в различные сферы деятельности человека, а также использования энергии атома.

Широкое применение компьютеров и, основанной на них информационной техники на производстве, транспорте, автоматизация сложных вычислений в научных и технических расчетах, использование этой техники для облегчения бухгалтерской и статистической деятельности, наконец, внедрение ее в сферу обслуживания и быт свидетельствует о появлении первых зримых контуров будущего информационного общества. Такое общество одни исследователи называют посткапиталистическим, другие - постцивилизационным, третьи - постэкономическим, а большинство ученых - постиндустриальным, тем не менее, все сходятся в том, что его основу составляет информационная техника. Центральное место, которое занимает энергия в индустриальном обществе, постепенно переходит к информации, которая существенно меняет характер и структуру индустриального общества. Американский социолог Д. Белл, который впервые ввел в научный обиход понятие постиндустриального общества, указывает, что одной из важных особенностей такого общества является «переход от индустриального к сервисному обществу». Об этом свидетельствует, например, распределение рабочей силы в наиболее технически развитых странах. Так, еще в 1970 г. в США 65% рабочей силы было занято в сфере услуг, около 30% - в промышленности. и строительстве и неполных 5% - в сельском хозяйстве.


Коренным образом меняется роль научного знания, которое выступает в качестве направляющей силы социального развития. Как подчеркивает Д. Белл, «только во второй половине XX века произошло слияние науки и инженерии, изменившее самую сущность технологии». Действительно, в прошлом веке изобретатели могли еще работать независимо от науки, например, знаменитый Т.А. Эдисон, мог изобрести электрическую лампочку, фонограф и другие вещи, не имея никакого представления об электромагнитной теории Д. К. Максвелла. Сейчас положение существенно изменилось: именно наука выступает теперь в качестве непосредственной производительной силы, поскольку новейшие открытия ученых находят быстрое применение в производстве. В самом производстве, если раньше экономисты учитывали только комбинации капитала и труда при определении стоимости продукции, то теперь в новых отраслях решающее значение при осуществлении технологических инноваций приобретает научное знание. В этих условиях, естественно, по новому раскрывается роль техники и технологии производства как определяющей силы развития всего общества, на этой основе как раз и возник технологический детерминизм.

Сущность технического (технологического) детерминизма заключается в том, что среди всех факторов развития общества его сторонники выделяют именно технику как направляющую силу всего общественного развития. «В наступающем столетии, - пишет Д. Белл, - решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества».

Одна из отличительных особенностей современного технологического детерминизма заключается в том, что в нем в качестве фактора развития общества выступает не только техника, но и новое научное знание. «Я стою на том, - заявляет Д. Белл, - что информация и теоретическое знание суть стратегические ресурсы постиндустриального общества. Кроме того, в своей новой роли они представляют собой поворотные пункты современной истории.

Первый поворотный пункт - изменение самого характера науки. Наука как «всеобщее знание» стала основной производительной силой современного общества.

Второй поворотный пункт - освобождение технологии от своего «императивного» характера, почти полное превращение ее в послушный инструмент. Современная технология открывает множество альтернативных путей для достижения уникальных и вместе с тем разнообразных результатов, при этом неимоверно возрастает производство Материальных благ. Таковы перспективы, вопрос лишь в том, как их реализовать».

Не подлежит сомнению, что в современном обществе, в условиях научно-технической революции роль техники и науки существенно изменилась, взаимодействие между ними настолько возросло, что наука стала оказывать решающее влияние на техникум превратилась в непосредственную производительную силу. Однако развитие техники напрямую зависит от социально-экономических условий, складывающихся в обществе; именно они являются основным детерминирующим фактором изменений в обществе. Решающую роль социальных факторов признают теперь и наиболее дальновидные ученые на Западе. Так, известный американский исследователь О. Тоффлер, подчеркивая огромную роль техники на современном этапе развития, который он называет «третьей волной» тем. не менее, выступает против ее технократического истолкования. «Драматизируя различия, - пишет он, - мы должны сказать, что в старом массовом промышленном производстве главным были мускулы. В развитых разукрупненных отраслях главными являются информация и общество. И это изменяет все». Новые рабочие убеждаются в том, что «потогонная система» уже не оправдывает себя, они лучше подготовлены и образованы. Поэтому они « представляют собой новую силу, и их число растет».

Все приведенные аргументы свидетельствуют о детерминированности технического прогресса потребностями и задачами общества. В конце концов, развитие общества зависит не столько от техники, сколько от людей, которые ее используют. Чем лучше техника соответствует их целям, тем больше они изменяют себя и общество, в котором живут. Таким образом, вопрос о роли техники и технологии производства необходимо рассматривать в контексте всех социально-экономических проблем развития общества.

Литература

Основная:

Общественное развитие и научно-техническая революция. - Л., 1982.

Белл Д. Социальные рамки информационного общества/ /Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

Тоффлер О. Будущее труда // Там же.

Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества // Философия истории. Антология. - М., 1995.

Дополнительная:

Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. - New York, 1973.

Toffler A.P. owershift: Knowledge: Wealth and Violence at the at the Edge of 21 Century. - New York, 1990.