Аналогия между компьютером и человеком. Что общего у человека и компьютера? Технологическая карта урока

Двадцать первый век – век информационных технологий. Пятилетние дети уже вовсю играют в развивающие игры. Кто бы мог подумать, что дети станут мыслить на порядок выше своих родителей касаемо компьютера, однако это так. Компьютер в жизни современного человека является его неотъемлемой частью. Если задуматься, насколько уникально это изобретение, то невольно начинаешь понимать, насколько уникален и сам человек, раз изобрел это и использует практически во всем. Прогресс в информационных технологиях словно носорог – разгонялся медленно, а сейчас его практически невозможно остановить. Производители комплектующих вынуждены создавать более совершенные изделия в условиях конкуренции. В этой статье я желаю произвести сравнение человека и компьютера, что общего между нами и электронными творениями человеческого ума.

В очередной раз, выйдя на улицу, я представил себя частичкой большого города. Вспомнился интересный разговор с мало знакомым человеком в поезде, где он так часто упоминал мне о том, что я являюсь частью системы, и все мои движения в большинстве своем укладываются в рамки общепринятых правил и норм. Я, словно тот самый электрон, что в организованной колонне себеподобных движется в заданном направлении по проводам. Несколько неприятно ощущать себя предсказуемым и зависимым, отдаваясь свободному течению жизни, полагаясь только лишь на желания и инстинкты. Но тем мы и отличаемся от машин, что можем действовать осознанно.

Человеческий мозгмощнейший компьютер, который также, получая питание, решает определенного рода задачи. Взять к примеру зрение. Не существует в мире столь же четкого видео, насколько четко и мягко реальность вливается к нам в глаза. Не существует такой камеры, которая способна обработать такое же количество пикселей, как человеческий мозг. Вы видели в продаже видеокамеру в двести шестьдесят мегапикселей?! …но вы смотрите в нее каждый день. Зрачок посредством маленьких мышц сужается и расширяется для того, чтобы фокусировать изображение, все зависит от того, куда мы намерены смотреть, насколько близко или насколько далеко. Эту же операцию при съемке фото или видеокамерой выполняет объектив. Изображение воспринимается микроскопической матрицей, подобно сетчатке глаза. Процессор видеокамеры обрабатывает каждый пиксель и укладывает биты в определенном порядке, который задает программа записи и воспроизведения. При этом на дисплее мы видим отражение той реальности, которую способна узреть и воспроизвести эта камера. На рынке много различных моделей, все они отличаются качеством записи, глубиной цветов и прочим, но если их сравнивать с нашим зрением, понимаешь, насколько они ограничены. Ограничены разрешением съемки, дальновидностью зума, количеством оттенков записи и многим другим. К примеру, существуют стандарты количества оттенков изображения, от черно-белого, до многомиллионного. Каким бы не было это изображение, реальность просматривается нами гораздо мягче и мозгу не приходится дорисовывать в общую картину недостающие частички пазла. Отсюда и уставшие глаза, и головные боли при длительном контакте с монитором.

Звук. Имея кучу различных параметров, относится к колебаниям молекул в различных средах. На сегодняшний день изучен во всей красе. Музыка, радиотрансляция, сотовая связь – основаны, так или иначе, на тех же самых колебаниях молекул. Частота – одна из основных характеристик звука. Человек способен воспринимать звуки с частотой от 20 до 20 000 герц (количество колебаний в секунду), но при этом, чувствует себя не комфортно, если слышит из динамика песню с частотой дискретизации даже в 22 050 герц. Это говорит о том, что в реальности – человеческий слух гораздо тоньше, нежели об этом повествует физика. Звуковой файл, записанный в любом формате, с любой частотой, любым битрейтом – является ограниченной частью реального звучания. Это как смотреть в маленькое окно, не видя остального мира; как дышать сквозь противогаз, не ощущая запахов; как касаться чего-то сквозь перчатки, почти не осязая предмета…

Компьютер в целом состоит из различных электроузлов. Питание – блок питания преобразует электричество в удобную для восприятия системы форму. У человека это кислород и другие химические элементы, полученные путем газообмена в легких и процессами пищеварения в пищеварительной системе. Оперативная память хранит в себе текущую информацию, работает, пока на нее подается напряжение, имеет крайне ограниченный объем, относительно физической памяти. Человек решает текущие мелкие задачи, о которых мгновенно забывает, в памяти это хранится очень короткий промежуток времени, это временная (быстрая) память. Физическая память на компьютере в виде жесткого диска или флеш памяти имеет немалый объем. При этом использование более эргономичных форматов экономит пространство. У человека существует такая же физическая память, только информация хранится в виде результата химической реакции и все же больше напоминает флеш память. Ведь если заряд на флешке полностью иссякнет, информация на ней будет утеряна, так же и у нас, если мы какой либо информации не даем подпитку, периодически не вспоминая ее, она попросту стирается. Процессор на компьютере отвечает за математику, он постоянно вычисляет. Информацию к нему подгоняет оперативная память и результаты забирает тоже она, словно секретарь. Люди отличаются коэффициентом интеллекта (IQ), это можно сравнить с частотой процессора на компьютере.

Таким образом, современные вычислительные машины далеки до совершенства, но мы используем их возможности почти на сто процентов. Человеческий мозг – совершенство и мы его почти не используем. Новое поколение рождается и растет в новом информационном поле, развивается гораздо быстрее. Может быть, когда-то, мы придем к тому, что одно слово будет заменять книгу.

Автор статьи - Алексей Синякин

Слайд 4

Ответим на вопрос, для чего человек создал компьютер?

С давних времен люди стремились облегчить свой труд, прежде всего физический. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Проблема физического труда была решена после изобретения колеса и рычага. Компью­тер был изобретен в середине XX века для усиления возмож­ностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.

Слайд 5

Итак, компьютер – универсальное техническое средство для работы с информацией.

Слайд 6

Идеи многих своих изобретений человек «подглядел» в природе. В XV веке великий ученый Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал полученные знания для конструирования летательных аппаратов.

Слайд 7

Русский ученый также исследовал механизм полета птиц. Результаты этих исследований используются при расчетах конструкций самолетов.

Слайд 8

Ребята, как вы думаете, есть ли в природе прототип компьютера?

Сам человек – является прототипом компьютера.

Слайд 9

Рассмотрим аналогию между компьютером и человеком.

У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. У человека есть мозг, в котором он хранит информацию – у компьютера есть устройства хранения информации. С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию – у компьютера есть процессор – устройство обработки информации . Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию – у компьютера есть устройства вывода информации.

Слайд 10

Человек информацию может принимать, хранить, обрабатывать, передавать. То же самое с информаций может делать компьютер

Компьютер похож на человека интеллектуальными возможностями.

Компьютер – модель человека, работающего с информацией.

Слайд 11

Попробуйте ответить на вопрос: чем отличается компьютер от человека?

Главное отличие компьютера от человека – человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер – исполнитель программ, созданных человеком.. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями. Ум компьютера – ум человека, реализованный в программе.

Слайд 12

И человек и компьютер работают с информацией. Для человека информация – знания. Для компьютера информация – данные и программы

Слайд 13

В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти информацию, работает с ней (обрабатывает) и возвращает результаты обработки в память, полученные результаты через устрой­ства вывода сообщаются человеку.

Слайд 14

Основные принципы устройства и работы ЭВМ были сформулированы американским ученым Джоном фон Нейманом в 1946 году. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах

Слайд 15

Рассмотрим схему ЭВМ фон Неймана. ЭВМ включает в свой состав три основных узла: процессор, память, устройства ввода и вывода. Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией.

Слайд 16

Джон фон Нейман также сформулировал основные принципы работы ЭВМ.

Слайд 17

Что собой представляет компьютер? Реализован ли он как цельный объект?

Персональный компьютер – это комплекс взаимосвязанных устройств.

Слайд 18

Компьютер в своем составе имеет базовую конфигурацию – основные части и дополнительные части. Базовая конфигурация компьютера - минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для начала работы с компьютером.

Перечислите основные части компьютера.

Слайд 19

Системный блок - это самая важная часть компьютера, «сердце машины».

Слайд 20

Внутри системного блока размещаются:

Слайд 21

Функция монитора – устройство вывода информации на экран.

Слайд 22

Функция клавиатуры – устройство ввода текстовой информации.

Слайд 23

Функция мыши – устройство управления курсором.

Слайд 24

Перечислите дополнительные части компьютера.

Функция принтера - устройство вывода информации на бумагу.

Функция сканера – устройство ввода информации в компьютер.

Слайд 25

Акустическая система:

функция колонок, наушников - устройство вывода звуковой информации

функция микрофона - устройство ввода звуковой информации

Слайд 26

Итак, компьютер включает в себя устройства, выполняющие функции мыслящего человека:

· устройства ввода;

· устройства запоминания - память;

· устройство обработки - процессор;

· устройства вывода

Физпауза

Просмотр видеосюжета «Компьютер и его устройство» (из УМК «Мир информатики»)

Слайд 27

Устройство современных компьютеров основано на магистрально-модульном принципе построения.

Слайд 28

Составные части компьютера называются его модулями. Модули взаимодействуют между собой через информационную магистраль.

Слайд 29

Процессор через магистраль связывается с другими устройствами. Каждое устройство компьютера получает свой номер, который выполняет роль адреса этого устройства. У каждого устройства есть свой контроллер, который управляет работой этого устройства.

Сегодня на уроке вы узнали много нового об устройстве компьютера, закрепить полученные знания нам поможет программа – тренажер «Устройство компьютера». Вам нужно расставить подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон-Неймана и проверить правильность. Если не получится, не расстраивайтесь, а повторите еще раз.

Проверку задания осуществляем на интерактивной доске.

Молодцы! Все справились с заданием!

А теперь проверьте себя, выполнив тест по сегодняшней теме урока. Учащиеся самостоятельно выполняют тест, показывают свои результаты учителю.

Слайд 30

Ребята! Что нового вы узнали сегодня на уроке?

В чем назначение компьютера? Какую роль он играет в жизни человека? Как устроен компьютер?

. Аналогия человека + и компьютера

2016-02-24

Аналогия человека + и компьютера

Что общего между компьютером и человеком? | Техника и Интернет | ШколаЖизни.ру

Что же общего между таким электронным оборудованием и человеческой психикой? На первый взгляд едва ли можно придумать более нелепый вопрос. А какая разница между живым и неживым, спросит читатель. И будет прав. Человек не только наделен свободой воли, но и способен развиваться, в то время как компьютер - нет.

Правда, внутреннее состояние этого устройства постоянно меняется. Но чем тогда такой механизм отличается от часов или автомобиля? Тем не менее, будучи психиатром, я насчитал шесть таких аналогий. Это – один из важнейших факторов, определяющих характер взаимоотношения человека с компьютерной техникой. Именно эта тема более восьми лет назад заставила меня обратиться к психоаналитической публицистике.

Аналогия первая – ТЕЛО И РАЗУМ. Бросается в глаза прежде всего то, что «железо» (сама аппаратура) подобно мозговому веществу. Оно точно также по своим ресурсам заранее жестко задано и в широких пределах практически неизменяемо. А вот «софт» (программное обеспечение) всегда можно заменить или обновить. Поэтому эта часть компьютера совпадает с социальными установками и приобретенными навыками, к которым человек приобщается в процессе обучения.

Аналогия вторая – КАРТИНА МИРА. Системный блок компьютера соединен с монитором, посредством которого информация и становится доступной для пользователя. Такие изображения очень похожи на образы, возникающие в нашей голове и основанные на впечатлениях, получаемых от контактов с внешней действительностью. Но подобные ощущения далеко не всегда точно отражают окружающую среду. И неважно, какие факторы генерируют такого рода искажения – органические, связанные с необратимыми повреждениями мозга, токсические или психогенные. Это – модель человеческого сознания.

Аналогия третья – НЕРВНАЯ КЛЕТКА. Ее суть заключается в соответствии простейшего элемента машинного «языка» (бита) двум основным состояниям нервной клетки, которая может находиться в возбужденном либо в спокойном состоянии. А за такими «сигналами» стоят два значения, которые «бит» может передавать (1 или 0). Это своеобразный молекулярно-кибернетический Эрос и Танатос. Интересно, что компьютерное «слово» имеет 8 значений, что также примерно совпадает с оптимальным объемом запоминаемой нами информации (от пяти до девяти элементов).

Аналогия четвертая – ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ ОПЫТ – описывает устройства и процессы, находящиеся на границе между жестко заданным и функциональным, но значительно ближе к последнему. Совершенно очевидно, что если бы природа не наделила человека способностью опосредованно фиксировать все происходящее с ним, то он просто бы не выжил в столь изменчивом мире. А как иначе человек определял бы суть встречающихся ему вещей – заключена ли в них какая-то угроза или, наоборот, они являются чрезвычайно полезными? В компьютере имеется оперативное запоминающее устройство (RAM), которое по своим функциональным возможностям равнозначно нашей краткосрочной памяти. А винчестер – это тоже своеобразная память, но только долгосрочная.

Аналогия пятая – ВООДУШЕВЛЕНИЕ. Известно, что компьютер совершенно не может работать без «подхлестывания» своих систем. Эта функция возложена на специальное устройство, называемое таймером. Оно-то и синхронизирует электронные импульсы, непрерывно проходящие по компьютерным микросхемам. У человека также есть нечто похожее. В такой роли выступают эмоциональные реакции, которые способны мобилизовать в трудную минуту скромные человеческие ресурсы.

Аналогия шестая – ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ. В компьютере воссоздано такое свойство нашего мозга, как наличие двух способов обработки информации. Дело в том, что мозг разделен на два полушария. Левая половина этого важнейшего человеческого органа отвечает за последовательную обработку информации – элемент за элементом. Поэтому с этим полушарием связана речь. А вот правая часть нашей центральной нервной системы в основном оперирует образами или монолитными смысловыми блоками.

Закономерности первого типа в компьютере воспроизведены в виде последовательного интерфейса. К такому входу (COM) обычно присоединяется манипулятор-мышь. Второй же способ можно сравнить с параллельным интерфейсом (LPT), к которому подключается принтер.

Итак, человек сотворил компьютер, взяв за основу самого себя. Но что ожидает человечество в отдаленном будущем, когда народившееся на свет «дитя» повзрослеет? И останутся ли отношения живого и искусственного разума такими же безоблачными, какими они являются сегодня? Но об этом – в моих других публикациях.

"Информация, положенная в основу Ииссиидиологии, призвана в корне изменить всё ваше нынешнее видение мира, который вместе со всем, что в нём находится, - от минералов, растений, животных и человека до далёких Звёзд и Галактик - в действительности представляет собой невообразимо сложную и чрезвычайно динамичную Иллюзию, не более реальную, чем ваш сегодняшний сон".

1. Субъективизм мировоззрения.

2. Примеры аналогий между ПК и человеком. Ознакомление с терминологией ииссиидиологии.

3. Cложность изменения устоявшегося мировоззрения.

4. Заключение.

Субъективизм мировоззрения

В этой статье будет рассмотрено моё видение причин субъективного восприятия человеком окружающего мира, а также будет показан механизм познания мира с помощью мысленных ассоциаций между хорошо известным и ещё мало изученным. Я часто пользуюсь аналогиями, проводя вспомогательные параллели между миром техники и окружающей природой (в частности, биологией, психологией, социологией), чтобы лучше разобраться с новыми явлениями и понятиями в некой предметной области. Они служат мне, по сути, теми дополнительными информационными взаимосвязями со всеми другими имеющимися у меня представлениями, которые позволяют мне не заучивать, а понимать суть нового и неизвестного, используя багаж уже накопленных знаний.

Помогая знакомым устранить те или иные неполадки их персональных компьютеров (далее в тексте ПК), объясняя им возможные причины возникновения таковых с помощью принципов построения и функционирования компьютерной техники, я заметил, что людям, которые не имеют специальной подготовки и знаний, намного легче интуитивно понять суть работы вычислительной техники, используя аналогию с имеющимися представлениями [I]. Для этих целей оказалось удобным использовать сравнения работы ПК с психоментальными и физиологическими процессами , протекающими в человеке .

Как человека, так и ПК, можно рассматривать как отдельную информационную систему или некоторую её часть. Информационная система - это система, состоящая из программного (Software) и аппаратного (Hardware) обеспечения, предназначенная для сбора, обработки, создания и распределения данных.

Использование ассоциативного подхода для взаимоувязывания с помощью аналогий различных явлений является ограниченным и субъективным, так как для построения взаимосвязей между отдельными блоками информации человек может оперировать только теми представлениями и опытом, которыми он обладает на данный момент. Субъективность возникает из-за многообразия возможных индивидуальных вариантов взаимосвязей (ассоциаций), которыми каждая личность соединяет манипулируемые ею информационные блоки (например, одна и та же мелодия вызывает у каждого человека свои субъективные впечатления). Так на протяжении жизни представления человека обрастают всё новыми и более глубокими познаниями, формируя его взгляд на жизнь, предпочтения, желания, суждения и тому подобное (его мировоззрение).

Поскольку система восприятия человека ограничена, мы можем лишь интерпретировать (и с некоторой степенью точности интерполировать и экстраполировать) известные нам факты, стараясь как можно точнее реконструировать картину происходящего. Но эта картина всегда будет менее точна, чем та, что будет базироваться на дополнительных новых сведениях. Субъективность интерпретации (восприятия и понимания) происходящего явления (события) продемонстрирую на следующих примерах.

Предположим, нам нужно соединить точки 1, 2, 3 с помощью линии. Как видно с рисунка 1, количество таких линий может быть бесконечно. Все три варианта представленных линий решают поставленную задачу, но лишь при условии, что никакие другие ограничения на решение поставленной задачи не ставятся (например, что линия должна быть прямой или проходить через точку 4). Каждая из линий является аналогом субъективной интерпретации (в данном случае - трех точек) для воссоздания целостной картины. Что же происходило в промежутках между точками с «настоящей» линией, которая отображает «действительность» - неизвестно. Так и в реальности: человек, наблюдая за каким-то явлением (будь то физический эксперимент или жизненная ситуация), способен воспринять только ограниченное количество условий и фактов, которые привели к данному наблюдению. Интерпретируя имеющиеся сведения, человек воссоздает наиболее правдоподобную картину происходящего события, что вовсе не говорит об её истинности. Невозможность воспринять человеком происходящее без искажений часто приводит его к непониманию поведения и взглядов других людей. [Сколько же необходимо взять точек, чтобы точно реконструировать линию? Смотри теорему Котельникова и частоту Найквиста].

Рисунок 1. Возможные варианты соединения точек с помощью линии

Следующий пример взят из оптики - преломление света через призму. Представьте, что луч света несёт в себе определённую информацию, например то, что понимает какой-то человек под словом «любовь». Как видно на рисунке 2, одна часть луча отражается, а другая - преломляется через призму в зависимости от её физико-химических характеристик. На «выходе» из призмы видно лишь рассеянную часть (проекцию) изначальной информации (луча). Так вот, наши представления являются множеством таких взаимоувязанных призм (рисунок 3), с помощью которых происходит фильтрация, анализ, сбор и накопление новой информации. Как призмы по разному преломляют свет, так и люди по-разному интерпретируют одни и те же явления, события, поступки. Поэтому и «любовь» каждый понимает по-своему (видит свою проекцию), хотя речь может идти об одном и том же.



Рис. 2. Дисперсионная призма. Рис. 3. Дисперсия света.

Третий пример субъективности восприятия - один из коанов из дзен-буддизма. Это короткое повествование показывает в юмористической форме, как люди могут по-разному понимать происходящее с ними.

«Диспут за приют»

В одном храме на севере Японии жили вместе два брата-монаха. Старший был ученым, а младший - глупым и кривым на один глаз. Однажды странствующий монах попросил приюта, вызвав их, как полагалось, на диспут о тонкостях учения. Устав за день от занятий, старший брат приказал младшему пойти вместо себя.

Иди и предложи дискутировать молча,— предупредил он его.

Молодой монах и странник вошли в храм и уселись там. Вскоре пришелец встал, и, зайдя к старшему брату, сказал: «Твой младший брат - замечательный парень. Он выиграл диспут».

Расскажи мне, как это произошло, — попросил старший.

Так вот, - начал странник, - сперва я поднял вверх один палец, представляя Будду, Просветленного. Он же поднял два пальца, обозначая Будду и его учение. Тогда я поднял три пальца, символизируя Будду, его учение и его последователей, живущих в гармонии. На это он потряс перед моим лицом сжатым кулаком, показывая, что все они происходят из одного и того же осознания. Поэтому он победил меня, и я не могу здесь больше оставаться. Сказав так, путник ушел.

Где этот тип? - спросил, вбегая, младший брат.

Я понял, что ты победил его.

Я не победил, но зато сейчас я его отделаю!

Ну-ка расскажи мне о диспуте.

Едва завидев меня, он тут же поднял один палец, нагло намекая на то, что у меня всего один глаз.

Поскольку он человек посторонний, то я решил быть с ним вежливым и поднял два пальца, поздравляя его с тем, что у него есть оба глаза. Тогда этот бесстыжий негодяй поднял три пальца, показывая, что у нас всего три глаза на двоих. Тут я рассвирепел и только было начал его бить, как он сбежал.

Резюмируя вышеприведенное и возвращаясь к аналогиям, которыми оперирует наше самосознание, скажу, что качество построенной аналогии между двумя различными явлениями зависит в большей мере от:

    переносимых свойств и отношений;

    степени абстрагирования / конкретизации явления;

    степени понимания предмета самим индивидуумом (его представлениями);

    актуальности сравнения (так как новые представления вытесняют старые);

Насколько правомерна возникшая аналогия - остаётся судить другим. Главная, с моей точки зрения, в данном случае цель - разобраться на первоначальном этапе с новыми понятиями и явлениями, не искажая природу вещей ещё больше. По мере накопления и углубления знаний в выбранном направлении, вспомогательные старые аналогии отпадут сами собой, в силу возникновения всё новых и новых более точных представлений, и надобность их дальнейшего использования пропадёт.

Чтобы не ограничиваться в данной заметке сравнением только между человеком и компьютером, я привожу взаимосвязи с терминами и понятиями из , которая позиционирует себя в качестве новой концепции об энергоинформационном устройстве Вселенной и человека, включая такие понятия, как пространство, время, многомерность, самосознание и многое другое. Ииссиидиология предлагает уникальный механизм для описания причинно-следственных взаимосвязей и сути большинства явлений и процессов окружающего мира, не оставляя места ничему сверхъестественному и невозможному. Насколько эффективно и умело человек сможет использовать этот механизм, будь то в повседневной жизни или в профессиональной деятельности, зависит от него.

Факты, информация Информация Переносчики информации - инфо-творцы Нервные импульсы Заряды Переносчики энергии - формо-творцы (био-творцы) Биология тела Аппаратное обеспечение ("железо") Отдельные представления Файлы

Совокупность СФУУРММ-Форм, УУ-ВВУ-Конгломераты ; (творчество СЛУИ-СЛУУ )

Сформировавшиеся представления и суждения Программы Усложнение используемых СФУУРММ-Форм Расширение представлений (обучение) Обновления Активность первых двух ИИССИИДИ-Центров (АРГЛЛААМУНИ и ИНГЛИМИЛИССА ) Инстинкты и программы самовыживания Системные процессы, драйвера ОС

Активность вторых двух ИИССИИДИ-Центров (ОРЛААКТОР и АИГЛЛИЛЛИАА )

Планетарное, космическое творчество Пользовательские программы

Как наши отдельные представления складываются в суждения и целостное видение происходящего, которое мы с каждым мгновением расширяем и уточняем, так и отдельные информационные файлы складываются в целые программы (СФУУРММ-Формы структурируют УУ-ВВУ-Конгломераты), которые время от времени при обнаружении ошибок и недостатков обновляются пользователем на более универсальные и актуальные. При этом в ПК есть программы (системные файлы, драйвера) и процессы, без которых система может стать недееспособной или сильно ограниченной. Сама система старается ограничить пользователя в правах доступа, чтобы он по своему «незнанию» не навредил системе (самому себе). Это очень похоже на инстинкты самовыживания у человека (активность первой пары ИИССИИДИ-Центров - ментальной (АРГЛЛААМУНИ) и чувственной (ИНГЛИМИЛИССА) составляющей человеческой деятельности). Пользовательские программы расширяют базовый функционал системы и являются «планетарным творчеством», которым человек может заниматься, когда ему не нужно думать о выживании (активность второй пары ИИССИИДИ-Центров - более качественной ментальной (ОРЛААКТОР) и чувственной (АИГЛЛИЛЛИАА) составляющей человеческой деятельности). Структура и характеристика ИИССИИДИ-Центров на самом деле является более сложной и будет более детально описана в последующих томах основ ииссиидиологии.

Как аппаратные неполадки и дефекты в ПК приводят к выводу определённых его компонентов из строя, так и физические болезни влияют на работоспособность человеческого организма. Вирусы - вредоносное программное обеспечение, вызывающее нарушение информационной целостности системы, сродни психическим болезням человека. С точки зрения ииссиидиологии, болезни возникают тогда, когда между конфигурацией формо-творцов (биология человека) и поступающими инструкциями от инфо-творцов (его интересы, устремления, жизненное творчество, мировоззрение) имеется «существенное» разногласие. Одной из причин этому может быть, например, смена направления развития, когда человек начинает развиваться не в человеческом (ллууввумическом) направлении развития (когда «человеческое тело» используется не по «назначению») или, наоборот, в человеческом. Сначала такой дисбаланс вызывает «тензорное напряжение» (тензор), которое направлено на уравновешивание взаимосвязей между формо- и инфо-творцами. Длительное тензорное напряжение перерастает в усталость, истощенность, депрессии, болезни. Сам по себе тензор может иметь как негативный (например, вредные привычки), так и позитивный характер (например, во время избавления от вредных привычек). Возможные причины возникновения тензоров подробно рассмотрены в 12 томе ииссиидиологии .

ИИССИИДИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕК КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА
Получать жизненный опыт Использовать компьютер (играть, смотреть, слушать, писать, симулировать, считать)
ЧКК Все-Любовь-Все-Мудрость Аспекты чувств Магнитное поле
ЧКК Все-Воля-Все-Разума Аспекты интеллекта Электрическое поле

4. Б.И.Ходоров. Импульс нервный. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978, http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/90292/Импульс

5. Орис. Ииссиидиология. 12 том. Комментарии к Основам - Бессмертие доступно каждому: книга пятая - «Ноовременная динамика Универсального Фокуса Самосознания». 2011

8. Орис. Ииссиидиология. 14 том. Комментарии к Основам - Бессмертие доступно каждому: книга пятая - «Принципы резонационности структур Самосознания». 2011

9. Орис. Ииссиидиология. 2 том. Основы. Космические Качества как Основа энергоинформационного проявления всех Формо-систем Мироздания. 2013

10. The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition. Telepathy. www.encyclopedia.com (2008)

11. Орис. Ииссиидиология. 15 том. Комментарии к Основам - Бессмертие доступно каждому: книга шестая - Осознанный Путь к Человеческим Мирам «личностного» Бессмертия. 2012

Для информатики компьютер - это не только инструмент для работы с информацией, но и объект изучения. Вы узнаете, как компьютер устроен, какую работу с его помощью можно выполнять, какие для этого существуют программные средства.

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей умственной работы человека, т. е. работы с информацией.

Из истории науки и техники известно, что идеи многих своих изобретений человек "подглядел" в природе.

Например, еще в XV веке великий итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал эти знания для конструирования летательных аппаратов.

Русский ученый Н. Е. Жуковский, основоположник аэродинамики, также исследовал механизм полета птиц. Результаты этих исследований используются при расчетах конструкций самолетов.

Можно сказать, что Леонардо да Винчи и Жуковский "списывали" свои летающие машины с птиц.

А есть ли в природе прототип у компьютера? Да! Таким прототипом является сам человек. Только изобретатели стремились передать компьютеру не физические, а интеллектуальные возможности человека.

По своему назначению компьютер - универсальное техническое средство для работы человека с информацией.

По принципам устройства компьютер - это модель человека, работающего с информацией.

Какие устройства входят в состав компьютера. Имеются четыре основные составляющие информационной функции человека:

прием (ввод) информации;
запоминание информации (сохранение в памяти);
процесс мышления (обработка информации);
передача (вывод) информации.



Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека:

устройства ввода;
устройства запоминания - память;
устройство обработки - процессор;
устройства вывода.

В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти обрабатываемую информацию, работает с ней и помещает в нее результаты обработки; полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку. Чаще всего в качестве устройства ввода используется клавиатура, а устройства вывода - экран дисплея или принтер (устройство печати) (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Информационный обмен в компьютере

Что такое данные и программа. И все-таки нельзя отождествлять "ум компьютера" с умом человека. Важнейшее отличие состоит в том, что работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями.

В памяти компьютера хранятся данные и программы.

Данные - это обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в специальной форме. Немного позже вы познакомитесь со способами представления данных в компьютерной памяти.

Программа - это описание последовательности действий, которые должен выполнить компьютер для решения поставленной задачи обработки данных.

Если информация для человека - это знания, которыми он обладает, то информация для компьютера - это данные и программы, хранящиеся в памяти. Данные - это "декларативные знания", программы - "процедурные знания компьютера".

Принципы фон Неймана. В 1946 году американским ученым Джоном фон Нейманом были сформулированы основные принципы устройства и работы ЭВМ. Первый из этих принципов определяет состав устройств ЭВМ и способы их информационного взаимодействия. Об этом говорилось выше. С другими принципами фон Неймана вам еще предстоит познакомиться.

Вопросы и задания

1. Какие возможности человека воспроизводит компьютер?
2. Перечислите основные устройства, входящие в состав компьютера. Какое назначение каждого из них?
3. Опишите процесс обмена информацией между устройствами компьютера.
4. Что такое компьютерная программа?
6. Чем отличаются данные от программы?

Компьютерная память

Внутренняя и внешняя память. Работая с информацией, человек пользуется не только своими знаниями, но и книгами, справочниками и другими внешними источниками. В главе 1 "Человек и информация" ныло отмечено, что информация хранится в памяти человека и на внешних носителях. Заученную информацию человек может забыть, а записи сохраняются надежнее.

У компьютера тоже есть два вида памяти: внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная) память.

Внутренняя память - это электронное устройство, которое хранит информацию, пока питается электроэнергией. При отключении компьютера от сети информация из оперативной памяти исчезает. Программа во время ее выполнения хранится во внутренней памяти компьютера. Сформулированное правило относится к принципам Неймана. Его называют принципом хранимой программы.

Внешняя память - это различные магнитные носители (ленты, диски), оптические диски. Сохранение информации на них не требует постоянного электропитания.

На рис. 2.3 показана схема устройства компьютера с учетом двух видов памяти. Стрелки указывают направления информационного обмена.

Наименьший элемент памяти компьютера называется битом памяти. На рис. 2.4 каждая клетка изображает бит. Вы видите, что у слова "бит" есть два значения: единица измерения количества информации и частица памяти компьютера. Покажем, как связаны между собой эти понятия.

В каждом бите памяти может храниться в данный момент одно из двух значений: нуль или единица. Использование двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой .