Лечение аккумулятора ноутбука. Можно ли восстановить батарею ноутбука. Способы оживить мёртвую или умирающую батарею ноутбука

Прежде чем пытаться восстановить работу батареи портативного компьютера, следует определить вид устройства. Их три: никель-металлгидридные, литиево-ионные, литиево-полимерные. Чаще всего в ноутбуках используются последние два вида. Их главным минусом является недолговечность – всего около 300 циклов работы. Впрочем, реанимировать устройство можно и собственноручно в домашних условиях…

Для начала нужно разобрать аккумулятор. Сделать это не так просто – части батареи скреплены надежно. Для работы вам понадобится острый тонкий нож или скальпель. Надавливая на шов, осторожно разберите устройство на части. Старайтесь не повредить “внутренности”. Далее убедитесь в том, что батарея полностью разряжена. Чтобы определить это, вам нужно прибегнуть к помощи автомобильных лампочек и мультиметра. Подключите их к аккумулятору. Можно приступать к ремонтным работам, если источники света горят. Стоит отметить, что общее напряжение на мультиметре должно быть равно количеству элементов, которые умножены на 3,7 или более. В случае, если напряжение на измерительном устройстве меньше, чем необходимо, вам придется проверить каждый элемент батареи и по мере надобности заменить поврежденные или неисправные части.


Все новые элементы и оставшиеся старые нужно разрядить полностью. При помощи тех самых лампочек доведите напряжение до 3,2 В в каждом элементе аккумулятора. Операцию эту вы проводите для того, чтобы обновленная батарея ноутбука начала заряжаться с нулевой отметки. В этом случае уровень заряда будет определяться корректно.


Среди неисправностей компьютерного аккумулятора часто встречается еще одна. Не происходит заряд батареи в то время, как на контактах напряжение равняется 0. Чтобы устранить неполадку, необходимо опять-таки вскрыть корпус, создать последовательную цепь, включив в нее автомобильную лампочку 5 Вт и блок питания ноутбука. Доведите напряжение каждого из элементов батареи до 3,4 В.


Соберите аккумулятор заново. Чтобы качественно склеить половинки, вам может понадобиться специальный клей.


Поставив аккумулятор на место в ноутбук, полностью зарядите его. Чтобы ваша батарея служила вам как можно дольше, придерживайтесь правил эксплуатации.

Сегодня я расскажу вам о своем опыте относительно литиевых аккумуляторных батарей, которые устанавливаются в ноутбуки. Поделюсь информацией о том, как продлить срок службы аккумулятора и избежать роковые ошибки при использовании. Также вы узнаете о том, как можно использовать уже вроде бы полностью неисправный аккумулятор от ноутбука. А сейчас немного предыстории

В 2007 году я купил новый ноутбук Acer с аккумуляторной батареей CGR-B/6H5 емкостью 4400 мАч, будучи абсолютно новым, аккумулятор выдерживал в среднем 2 часа автономной работы, что является нормальным показателем, учитывая емкость аккумулятора и потребляемую мощность ноутбука.
И все 4 года ноутбук, как и у многих из вас был постоянно подключен к зарядке т.е. работал всегда от сети. Иногда, мне приходилось использовать ноутбук от батарей и я замечал, что время автономной работы постепенно падает. Таким образом к 2011 году, время работы от встроенной литиевой аккумуляторной батареи составляло 10-15 минут, а спустя несколько месяцев, после того как отключили напряжение – ноутбук вообще перестал включаться от батарей, а процесс зарядки постоянно показывал 0%

При этом индикатор и надписи в Windows говорили о том, что процесс зарядки осуществляется. Но чтобы я не делал, все равно ноутбук не хотел работать ни секунды от своих батарей и тут, мне не осталось ничего, кроме того, чтобы разобрать аккумулятор

Глубокий разряд литиевого аккумулятора

Чтобы разобрать аккумуляторную батарею CGR-B/6H5 ноутбука, необходимо приложить некоторые усилия и сноровку. Дело в том, что литиевый аккумулятор неразборной конструкции и поэтому пришлось идти «хирургическим» путем. Чтобы добраться до электронной начинки батареи, необходимо нагреть на огне тонкий металлический предмет, я например, использовал ненужный нож. Таким образом, горячим острым и тонким лезвием мы аккуратно прорезаем по шву вокруг весь корпус аккумулятора. Внимание – следите за глубиной, на которые входит лезвие, ваша задача разрезать только корпус при этом, не задеть другие внутренние компоненты


После, того как я разобрал аккумулятор, я первым делом замерил напряжение на литиевых элементах типоразмера 18650, емкостью 2200 мАч, напряжение 3.7в. Измерения показали, что в сумме последовательная сборка выдает напряжение более 12 вольт, что меня немного удивило. Поразмыслив логически, я пришел к выводу, что контроллер аккумулятора как бы ни видит установленные батареи по причине глубокого разряда. Поэтому я решил подать с внешнего источника питания постоянного напряжение на батарею литиевых аккумуляторов непосредственно напрямую. Было подано напряжение приблизительно 14 вольт и 0.5 А в течении 20-30 секунд, чего хватило, чтобы разбудить аккумуляторную батарею. Присоединив к ноутбуку, я увидел процесс заряда и за 5 минут, заряд достиг 100%. При отключении ноутбука от сети, ноутбук проработал не более 3-5 минут и выключился. Нужно было что-то с этим делать

Проверяем состояние аккумулятора – измеряем емкость

Самый действенный метод измерения емкости – это подключить к источнику потребитель и засечь за сколько времени произойдет разряд литиевого аккумулятора до минимально допустимого напряжения. Но можно пойти более простым и доступным методом – воспользоваться специальными утилитами для работы с аккумуляторами ноутбуков. Одной из лучших программ является BatteryMon. Я сейчас не буду подробно описывать возможности этой программы, эту информацию вы легко найдете на сайте производителя

И так считав информацию с контроллера аккумулятора CGR-B/6H5 ноутбука программой BatteryMon, я выяснил, что емкость моей батареи составляет 100-200 мА.ч вместо номинальных 4400 мА.ч – именно по этой причине ноутбук работает автономно не более 2 минут, а также заряжается до 100% за столь короткое время

Хочу также отметить, что состояние емкости литиевого аккумулятора можно определить наглядно при условии, что зарядное устройство исправно. Дело в том, что чем ниже становится емкость аккумулятора, тем быстрее будет протекать зарядка – это касается всех литиевых аккумуляторов.

После того, как я точно уже узнал, что емкость моей батареи полностью иссякла, я стал решать, что же делать дальше. Было несколько вариантов: первый – это купить новый (что очень накладно), второй – это заменить все элементы на новые (это тоже накладно, плюс необходимо перепрошивать контроллер) и третий вариант – использовать только от сети. Я выбрал третий вариант, потому что я все равно не использую этот ноутбук автономно, а для автономности есть нетбук. Но чтобы не пропадать добру, я решил окончательно разобрать аккумулятор, чтобы посмотреть в каком состоянии каждый аккумулятор

Батарея представляет собой три соединенных последовательно пары, состоящих из параллельно соединенных двух литиевых аккумуляторов. Таким образом из шести элементов емкостью 2200 мА.ч и напряжением 3.7 в каждый, мы получаем аккумуляторную батарею номинальным напряжением 11.1 в и емкостью 4400 мА.ч

Несмотря на то, что в сборе батарея уже не тянет работу ноутбука, тем не менее по отдельности или в парах аккумуляторы прекрасно справляются с маломощными задачами. Допустим емкость каждого элемента снизилась с 2200 до 700-1000 мА.ч, то мы получаем при параллельном соединении двух элементов источник питания напряжение 3.7-4.2 вольта и емкостью 1500-2000 мА.ч. Напомню, что например емкость аккумулятора в мобильном телефоне или коммуникаторе составляет 700-1300 мА.ч т.е. наших старых элементов вполне достаточно, чтобы использовать в менее мощных, чем ноутбук устройствах

Аккумуляторы широко распространенного типоразмера 18650, поэтому будет не сложно приобрести как зарядные устройства специально для таких аккумуляторов, а также непосредственно и сами потребители – например сверхяркие фонари, которые работает на одном элементе 18650

Из элементов 18650 очень удобно делать емкие накопители, которые так необходимы туристам. Лично я использую два параллельно соединенных литиевых элемента от старой батареи от ноутбука в питании GPS навигатора, большого подвесного светодиодного фонаря, освещения на велосипеде и т.д. Одиночные элементы использую в мощном фонарике.

Чтобы заряжать свои Li-Ion аккумуляторы я купил зарядное устройство для элементов 18650, при этом я доработал зарядное устройство, установив дополнительные два разъема по бокам, чтобы заряжать мои параллельно соединенные неразборные элементы, которые соединяются с потребителями штекером типа джек стерео 3.5 мм.

Чтобы избежать многих неприятностей, связанных с выходом из строя или преждевременной потерей емкость литиевых аккумуляторных батарей, необходимо помнить о следующем.
Если вы не хотите, чтобы емкость вашей батареи ноутбука упала до нуля как в моей истории, вы можете если и не полностью сохранить емкость, то хотя бы сохранить максимум возможного следуя простым правилам. Если вы не планируете использовать ноутбук автономно и он у вас всегда на зарядке, то зарядите аккумулятор до 50-60%, выньте из ноутбука, положите в полиэтиленовый пакет и храните в прохладном темном месте. Так вы сохраните емкость, максимум насколько это возможно. При этом не забывайте раз в 6 месяцев подсоединять батарею к ноутбуку и совершать полный цикл – заряда разряда, далее все по старому – заряженную до 50-60% батарею кладем в темное прохладное место

Не допускайте сильного охлаждения литиевых батарей, а также их нагрева. Литиевые элементы очень чувствительны к температуре окружающей среды и при несоблюдении допустимых условий, также быстро теряют свою емкость

Не допускайте глубокого разряда батарей ни в коем случае – это губительно скажется на ваших литиевых элементах. Не дожидайтесь пока ноутбук сам выключится или будет сигнализировать о низком заряде, если уровень опустился до 10-15%, уже следует делать полную зарядку

А также ни при каких условиях не допускайте короткого замыкания или механического повреждения – это может привести в химической реакции с выделением пламени, что может стать причиной пожара

Чаще всего в ноутбука первое, что портиться это аккумуляторная батарея. Если не разбивать ноутбук, не проливать жидкости и содержать в чистоте то он мог бы прослужить десятилетие. Но аккумуляторная батарея ноутбука это тот компонент который имеет весьма ограниченный ресурс и большая удача если он прослужит более 5 лет.
Обычно аккумулятор постепенно теряет емкость, и ноутбук начинает работать все меньше и меньше от одной зарядки, но бывают и случаи резкого падения емкости. Аккумуляторы могут начать перегреваться или даже взорваться.
У меня на двух ноутбуках практически одновременно стали отказывать аккумуляторы, конечно можно было бы заказать в Китае за 20-25 долларов новые аккумуляторные батареи, либо купить на месте тоже само по цене раза в два дороже. Но почитав форумы, я понял что это лишь временное решение: емкость китайского аккумулятора будет ниже, а ресурс в разы меньше. Как-то не хотелось ждать месяц, чтобы получить аккумулятор с ресурсом пол года – год. И поэтому я решил отремонтировать аккумуляторные батареи ноутбуков заменив потерявшие ресурс элементы на свежие.
Первое с чего нужно начинать – диагностика. Насколько уменьшилось время работы ноутбука от одной зарядки аккумулятора, адекватно ли оценивается уровень заряда аккумулятора. Протестировать аккумулятор и получить дополнительную информацию можно с помощью специальных программ, я воспользовался бесплатной программой BatteryMon.

В программе можно увидеть графики заряда и разряда.
А в меню ‘Info->BatteryInformation…’ можно найти очень полезную информацию:

  • Chemistry – тип аккумулятора, например Lithium Ion;
  • Design capacity – проектировочная емкость аккумулятора, то есть та максимальная емкость, которой будет обладать аккумулятор при его изготовлении;
  • Full charge capacity – максимальное значение заряда аккумулятора;
  • Current capacity – текущее значение заряда аккумулятора;
  • Voltage – текущее значение напряжения на аккумуляторной батарее;
  • Charge rate – скорость заряда/разряда аккумулятора.


Но нам будет более интересен оставшийся ресурс аккумулятора, его можно определить разделив ‘Full charge capacity’ на ‘Design capacity’. Чем он ниже тем больше степень износа аккумулятора.
Посчитаем ресурс аккумулятора информация которого представлена на рисунке: (40626мВтч/57720мВтч)*100%=70,4%.

Замена элементов аккумуляторной батареи ноутбука Toshiba Satellite T230-12T

Ноутбуку Toshiba эксплуатироваться почти 5 лет в режиме практически постоянного подключения сети, по ощущениям время автономной работы сократилось процентов на 30% и кроме того аккумулятор стал перегреваться: при заряде было некомфортно держать ноутбук на коленях, да и если при достижении полного заряда вовремя не отключить зарядку, ноутбук перегревался и отключался. С 30% потерей емкости можно было смириться, но вот с перегревом и отключением я мириться не стал.
Дальнейшие мои опыты ремонта аккумуляторов ноутбуков можно посмотреть в следующих статьях.

Если ноутбуком пользовались бережно и осторожно, в его комплектующие не закрался заводской брак или случайная поломка, зачастую первым из строя выходит аккумулятор. Это очень неприятная проблема, так как теряется важнейшее достоинство устройства – его мобильность. Поэтому ниже мы посмотрим, как продлить жизнь аккумулятора, и узнаем, можно ли его восстановить.

Так или иначе, батарея ноутбука со временем перестанет держать заряд – таков принцип ее работы. Но пользователь может максимально продлить время службы аккумулятора следующим образом:
  • не держите батарею долгое время разряженной или заряженной наполовину; лучше, если она подзарядится полностью;
  • подключайте питание, когда индикатор заряда опустился ниже 40%;
  • соблюдайте температурный режим – в идеале не ниже 5 и на выше 25 градусов тепла;
  • не допускайте перегрева батареи – при необходимости воспользуйтесь охлаждающей подставкой.
Если есть возможность поработать с подключением к электросети – так и сделайте. У каждой батареи есть определенное число циклов зарядки, после которых ее будет необходимо заменить. При чем неважно, разряжен ли аккумулятор до конца или наполовину. Поэтому уменьшение количества циклов продлит время работы батареи. Обычные Li-Ion батареи рассчитаны примерно на 300 циклов и могут потребовать замены уже через год, но существуют и более приятные альтернативы. Так, макбуки и некоторая другая техника от Apple перешла на батареи типа Li-Pol с 1000 циклов и куда более долгим сроком службы. Вопреки расхожему мнения, вернуть батарее часть былой работоспособности можно, при чем даже без малейших знаний физики либо электроники. Для начала следует отыскать модель вашего ноутбука на официальном сайте компании, а после скачать инструкцию “из коробки” и прочитать ее. Сделать это следует потому, что некоторые производители создают специальный софт для восстановления батареи и даже советуют время от времени запускать процесс рекалибровки. Яркий пример – ноутбуки серии Fujitsu Amilo. Если вам не повезло, можно взять в руки паяльник и поэкспериментировать. Но сперва батарею необходимо освободить от корпуса, осторожно разрезав его в месте склейки. До этого очень желательно, чтобы она была полностью разряжена. Далее нам потребуется автомобильная лампочка на 21 Ватт с двумя подсоединенными к ней проводами и мультиметр. Считаем число элементов в батарее, умножаем на 3,7 (для Li-ion) и получаем номинальное напряжение. Припаиваем конструкцию с лампой к крайним выводам элементов питания. Мультиметром измеряем напряжение. Если результат выше номинального, но от аккумулятора ноутбук не работает – требуется ремонт контроллера батареи. Если напряжение ниже, нужно будет измерить его отдельно на каждом элементе, отмечая те, где значения опустятся ниже 3,2. После к каждому “отсеку” присоединяем дополнительные лампочки и оставляем до полной разрядки. Пробуем зарядить ноутбук от сети. Если батарея не заряжается, может потребоваться “поднять напряжение”, подключив штатную зарядку к элементам аккумулятора через лампочку на 5 Вт.


В настоящее время батарея ноутбука – это расходный материал, который проще купить в любом магазине и заменить без труда в тот же день. Каждый год цены на них падают, поэтому к самостоятельной починке стоит прибегать только при наличии специальных знаний, массы свободного времени и страсти к экспериментам.

С течением времени аккумулятор лэптопа утрачивает первоначальную ёмкость, что сказывается на продолжительности автономной работы устройства. Если ваш ноутбук функционирует от полного заряда около часа или вовсе перестал включаться без подключенного адаптера питания, не спешите приобретать новую батарею, в некоторых случая возможно произвести восстановление аккумулятора ноутбука самостоятельно.

Калибровка батареи с помощью специальной утилиты

Если аккумулятор начал разряжаться слишком быстро, первым делом попробуйте сделать его калибровку. Самый надёжный способ – это использовать специальную утилиту, которая в зависимости от производителя называется по-разному. Например, для ноутбуков Lenovo – это Energy Management, для фирмы Aser – Aser Care Center. Смысл состоит в том, что необходимо через утилиту запустить режим, который сначала полностью разрядит батарею, а затем её полностью зарядит. Во время калибровки нельзя отключать адаптер питания, прекращать подачу электричества, а также пользоваться ноутбуком. Процесс может занять от 2 до 10 часов. В некоторых случаях калибровка помогает вернуть былую автономность устройства.

Восстановление батареи ноутбука – вскрываем аккумулятор

Если калибровка не дала желанных результатов или, как описывалось ранее, лэптоп не работает от аккумулятора, пока не произойдёт подключение адаптера питания, пора приступать к ремонту батареи.

Необходимые инструменты:

  • макетный нож;
  • мультиметр;
  • паяльник с мощностью, не превышающей значение 40 Вт;
  • несколько автомобильных лампочек мощностью 21 Вт;
  • цианакрилатный клей.

Так как батареи ноутбуков делают неразборными, придётся воспользоваться макетным ножом или иным острым предметом, чтобы вскрыть её корпус. Найдите шов на аккумуляторе и аккуратно разрежьте его. Делайте это осторожно, чтобы не повредить внутренние компоненты.

Прежде чем приступить к дальнейшим действиям, обязательно определите вид вашего аккумулятора, так как это повлияет на процесс восстановления. Если ноутбук новый, то, скорее всего, у вас литий-ионная (Li-ion) батарея, а если лэптоп старше 3-4 лет – возможно, никель-металлгидридная (NiMH).

Восстановление никель-металлгидридного аккумулятора

Инструкция:

  1. сосчитайте количество элементов питания внутри корпуса батареи;
  2. умножьте полученное значение на 1.2, чтобы установить номинальное напряжение аккумулятора;
  3. к крайним выводам последовательно соединённых элементов питания припаяйте автомобильные лампочки;
  4. на мультиметре установите предел измерения 20 В и проверьте напряжение на лампочках – если оно равно номинальному, переходите к шестому пункту (в случае, когда напряжение аккумулятора соответствует номинальному, но лэптоп при этом не включается, это указывает на проблему с контроллером);
  5. если напряжение меньше номинального, установите на мультиметре предел измерений 2000 мВ, а затем проверьте напряжение на отдельных элементах, делая отметки, например, маркером, на тех, напряжение которых менее 1.1 В (в случае обнаружения таковых придётся заменить все элементы);
  6. присоедините к каждому элементу батареи лампочку с припаянными проводами и оставьте её примерно на 10 часов, чтобы она полностью разрядилась;
  7. затем посредством блока питания лэптопа и лампочки, подключенной последовательно к элементам батареи, поднимите напряжение каждого элемента до 1.1 В, после этого полностью зарядите аккумулятор;
  8. повторите цикл полной разрядки и зарядки ещё два раза;
  9. склейте корпус и проверьте работоспособность батареи, подключив её к ноутбуку.

Если описанный метод не принёс результатов, придётся менять сразу все элементы питания. Отлично подойдут никель-металлгидридные батареи от фирмы Sanyo ёмкостью 2100 мАч. При замене не пользуйтесь паяльником для соединения элементов питания в цепочку. Вместо этого, сделайте контактные держатели и припаяйте к ним соединяющие провода.

Восстановление литий-ионного аккумулятора

Данные батареи опасны, поэтому будьте предельно осторожны при ремонте. Перед началом обязательно убедитесь, что батарея полностью разряжена.

Инструкция по ремонту:

  1. определите номинальное напряжение батареи, сосчитав количество элементов питания и умножив полученное значение на 3.7;
  2. припаяйте лампочки к крайним выходам последовательно соединённых элементов;
  3. проверьте напряжение – если оно соответствует номинальному, то переходите к пятому пункту (учтите, если ноутбук при этом не работает от батареи, скорее всего, вышел из строя контроллер);
  4. если напряжение меньше номинального, необходимо в первую очередь отпаять контроллер, а затем и все элементы друг от друга и проверить напряжение каждого по отдельности, при этом все элементы с напряжением существенно меньше 3.7 В следует заменить на новые;
  5. с помощью лампочки разрядите все элементы питания до значения 3.2 В;
  6. затем склейте корпус аккумулятора, вставьте его в ноутбук и осуществите процесс полной зарядки.

Ещё одна проблема, возникающая с литий-ионными и литий-полимерными аккумуляторами, если они не использовались в течение долгого времени – это снижение напряжения до уровня ниже порога, при котором срабатывает защитный контроллер. В этом случае аккумулятор не заряжается, а на его контактах напряжение равняется нулю. Для решения проблемы необходимо подвести к последовательной цепочке элементов батареи через лампочку мощностью 5 Вт источник питания лэптопа и зарядить аккумулятор до напряжения 3.4 В на один элемент.