Лучше Джобса. Как Клайв Синклер подарил нам компьютеры. Описание схемы компьютерах.х устройство и работа компьютера Приставка спектрум

Домашний компьютер ZX Spectrum – детище известного британского изобретателя Клайва Синклера. Он является прародителем современных устройств, которыми пользуются взрослые и дети. История создания компьютера «Спектрум» насыщена интересными фактами. Его совершенствовали, клонировали и модифицировали.

ZX Spectrum – что это

Восьмиразрядный ZX Spectrum появился на рынке 23 апреля 1982 года. Его создателем выступила производственная компания Sinclair Research Ltd , основанная Клайвом Синклером. Британский предприниматель занимался разработкой радиотехнических устройств бытового назначения. Его труды увенчались большим успехом. В 80-ых годах домашний компьютер «Спектрум» стал востребованным в европейских странах. В 90-ых годах его клоны распространились на территории бывшего СССР.

Особенности домашнего компьютера ZX Spectrum

«Спектрум» обладал рядом инновационных решений. Часть из них были призваны уменьшить стоимость готового изделия до заветных 99 фунтов стерлингов, часть были обусловлены развитием электронной базы восьмидесятых годов:

  • в качестве монитора использовался экран телевизора;
  • компьютер поставлялся в двух модификациях – с 16 и 48 килобайтами оперативной памяти;
  • в качестве языка программирования ZX Spectrum применялся диалект языка Бейсик;
  • загрузка компьютера осуществлялась за несколько секунд;
  • в качестве внешнего накопителя применялся бытовой кассетный магнитофон;
  • первая модель была оснащена недорогой клавиатурой, состоящей из 40 резиновых клавиш. Ключевой особенностью клавиатуры являлась многофункциональность;
  • первые модели имели однобитный выход звука. Для этой цели использовался встроенный динамик. Это была «пищалка», ритмично пикавшая в играх;
  • наличие графического режима совмещенного с текстовым. Главное отличие от предшественников «Спектрума» — цветное изображение, хоть и с некоторыми ограничениями;
  • к компьютеру могли подключаться джойстики, состоящие из рукоятки и кнопки.

Первые модели восьмиразрядных устройств пользовались огромным спросом. Благодаря простоте, дешевизне (меньше 100 фунтов) и обилию доступного , «Спектрум» был идеальным домашним компьютером.

В середине восьмидесятых годов советские умельцы начали повторять оригинальный компьютер, они разрабатывали аналоги на отечественной элементной базе. Для создания компьютера использовали пригоршню советских микросхем и процессор Z80. Клоны выпускали и государственные заводы. В магазинах продавались «Байты», «Импульсы», «Спектры», «Синтезы» и «Дельты», на которых играли тысячи школьников.

Клайв Синклер — гений минувших дней

Клайв Марльз Синклер (англ. Clive Marles Sinclair) родился 30 июля 1940 года. Его отец и дед были инженерами. Мальчик последовал их примеру. В 1962 году англичанин создал компанию Sinclair Radionics, производящую детали для усилителей звука и радиоприемников. Вскоре ассортимент продукции расширился. Предприятие начало выпускать портативные телевизоры и электронные часы.

В 1979 году Клайв Синклер учредил новую компанию Sinclair Research Ltd . В 1980 году был выпущен первый продукт – компьютер Sinclair ZX80. Модели поставлялись в виде готовых устройств или наборов для сборки. Во втором случае покупателю нужно было самостоятельно собирать компоненты в единое целое.

В 1981 году компания запустила в производство компьютер ZX81. Сначала устройство поставлялось по почте. Позже аксессуары для сборки начали продаваться в розничной сети. Объем продаж составил 400 000 экземпляров.

В 1982 году случилось знаменательное событие. Было разработано устройство «ZX81 Colour». Позже компьютер переименовали. Новое название ZX Spectrum подчеркивало основополагающее отличие от предшественника – цветное изображение. За первые 17 месяцев пользователи приобрели больше миллиона устройств. Многие ласково называли компьютер «Спекки». Невысокая цена была главным преимуществом, благодаря которому «Спектрум» успешно конкурировал с Commodore 64 и BBC Micro.

Развитие западного рынка для ZX Spectrum разделяется на три этапа:

  • 1982-1984 годы – наблюдается количественный рост продаж. Появление домашнего компьютера вызвало бум в индустрии программного обеспечения. В чем заключалась такая тенденция? Все просто: написанием программ для «Спектрума» активно занимались компании и энтузиасты-одиночки;
  • 1985-1987 годы – потенциал устройства раскрылся во всей красе. Рынок был переполнен играми разнообразных жанров. Огромное внимание разработчики уделяли сюжету и звуковому сопровождению;
  • 1988-1993 годы – интерес к компьютеру снизился. Устройство устарело, а пользователи перешли на другие системы.

Клайв Марльз Синклер спонсировал разные проекты: плоский телевизор, электромобиль, новая модель компьютера Sinclair QL. В 1983 году он был удостоен звания «Рыцарь королевского Ордена». В 1986 году англичанин закончил карьеру в компьютерной индустрии. В 2004 году изобретатель продемонстрировал миру раскладной велосипед, который легко собирался и помещался в рюкзак. В 2010 он анонсировал электровелосипед.

Разновидности компьютера ZX Spectrum и их особенности

Развитие компании Sinclair Research Ltd не стояло на месте. Вниманию пользователей было представлено несколько моделей компьютеров:

  • ZX Spectrum – базовая модель с резиновой клавиатурой, в качестве монитора использовался бытовой телевизор, а в качестве внешней памяти – бытовой магнитофон;
  • ZX Spectrum+ — он появился на рынке в 1984 году. Устройство имело 48 КБ памяти, обновленный корпус и клавиатуру с кнопкой сброса. Изменения в компьютере были незначительными, но он быстро приобрел популярность и хорошо продавался;
  • ZX Spectrum 128 – модель, появившаяся на рынке в 1986 году. Она была разработана совместно с дистрибьютором Investronica. Особенности новой модели заключались в следующем: 128 КБ ОЗУ, трехканальный звук, улучшенный Бейсик-редактор, совместимость с цифровым интерфейсом музыкальных инструментов. Дистрибьютор адаптировал компьютер к испанскому рынку и существенно повысил уровень продаж.

В 1986 году компьютерное подразделение Sinclair Research Ltd купила британская компания Amstrad . Это было выгодное приобретение для производителя электроники, потому что одним конкурентом стало меньше, а «Спектрумы» хорошо продавались.

После передачи прав на выпуск машин разработчики компании Amstrad создали новые модели:

  • ZX Spectrum +2 – устройство 1986 года выпуска имело пружинную клавиатуру, два порта джойстиков и встроенный кассетный магнитофон. В остальном компьютер был идентичен предшественнику;
  • ZX Spectrum +3 – в 1987 году разработчики создали компьютер, с приводом трехдюймовых гибких дисков вместо магнитофона. ОЗУ отображалось на 64 КБ адресного пространства. Глобальные изменения привели к возникновению несовместимостей с программами для предыдущих версий «Спектрума» — на новой машине некоторые игры не работали;
  • ZX Spectrum +2A – устройство 1987 года выпуска. Эта модель была сделана на базе предшественника. Без изменений не обошлось: уменьшилось количество чипов, появился встроенный кассетный привод.

Периферия для «Спектрума»

Росту популярности ZX Spectrum способствовал выпуск большого количества девайсов. Периферийные устройства значительно расширяли функциональные возможности компьютера. К числу таких приборов относятся:

  • ZX Printer – принтер, в котором использовалась искровая технология печати. Устройство подсоединялось к системному разъему. В ходе работы применялась черная бумага с алюминиевым напылением. Принтер был оснащен печатающей головкой, которая перемещалась в горизонтальной плоскости. В напечатанной строке помещалось 32 символа;
  • ZX Microdrive – аксессуар, предназначенный для хранения информации. Он представлял собой сменную кассету с закольцованной магнитной лентой. С помощью такого устройства можно было быстро загружать и сохранять написанные программы и данные;
  • Kempston Interface – интерфейс для подключения джойстика;
  • ZX Interface 1 – специальное устройство, главным предназначением которого являлось расширение возможностей «Спекки». Модуль был оснащен двумя сетевыми портами. Использовался проприетарный протокол;
  • Currah Microspeech – устройство воспроизведения синтезированной речи. Оно выпускалось в виде картриджа, подключаемого к порту расширения;
  • ZX Interface 2 – внешний модуль с разъемами для подсоединения джойстиков, картриджа ПЗУ;
  • Cheetah Marketing SpecDrum – ударная машина, подключаемая к системному разъему компьютера. Она воспроизводила 8 сэмплов ударных инструментов, которые загружались с кассеты. Базовый набор состоял из нескольких элементов: бас-бочка, открытый и закрытый хэт, рабочий барабан, хлопок в ладоши, колокольчик.

Причины популярности ZX Spectrum

Восьмиразрядный «Спектрум» – компьютер, о котором, наверное, никогда не забудут. Ключевой причиной популярности устройства является наличие огромного количества прикладных программ. Библиотека программ состоит из 25 тысяч наименований. В коллекции имеются электронные таблицы, инструменты для рисования и 3D-моделирования, текстовые процессоры.

За пару лет «Спектрум» завоевал многомиллионную аудиторию, поскольку 90% софта составляют игры. Коллекция игр на ZX Spectrum потрясающая. По такой причине каждый геймер находит для себя подходящее развлечение. К числу относятся 3D Deathchase, Rainbow Islands, RoboCop, Boulder Dash.

Игры для «Спектрума» и сейчас еще создают энтузиасты, проживающие на территории нашей страны и за рубежом. Коммуникаторы и мобильные телефоны имеют возможность . Винрарный компьютер ZX Spectrum является самой эмулируемой платформой. Это весомый плюс, благодаря которому до сих пор бьется «сердце» старичка «Спекки»!

Для многих компьютерных энтузиастов постсоветского пространства ZX Spectrum стал первым домашним компьютером. А для некоторых и вовсе отправной точкой в программировании. В этом материале мы вновь вспоминаем легендарную разработку британской компании Sinclair.

Развитие компьютерного рынка в 70-х годах находилось в начальной стадии. Индустрия была еще далека от того, чтобы сделать этот продукт массовым. Поэтому в своем большинстве компьютеры представляли собой сложные устройства, предназначенные для выполнения каких-либо масштабных задач. Но к концу десятилетия люди задались вопросом: «А почему бы не использовать эти машины в качестве инструмента для развлечений?» Их голоса были услышаны, и некоторые производители занялись выпуском специальных наборов для самостоятельной сборки игровой системы. Однако минусы такого подхода значительно перевешивали его немногочисленные плюсы. Во-первых, такие наборы было очень сложно найти в продаже. Во-вторых, даже если это и удавалось, то их стоимость находилась за гранью разумного. За те деньги, которые просили за набор, вполне реально было приобрести неплохой поддержанный автомобиль. Ну и в-третьих, для таких наборов существовало откровенно мало программного обеспечения. Зачем пользователю тратить несколько тысяч долларов на компьютер, для которого нет ни одного крутого приложения? Словом, для развития идеи создания устройства для отдыха и развлечений нужен был другой подход. Один из них предложила британская компания Sinclair Research, возглавляемая Клайвом Синклейром (Clive Sinclair).

Идея фирмы заключалась в создании максимально простого и доступного компьютера, который бы сочетал в себе легкость освоения и программирования и, конечно же, невысокую цену. Это должно было решить главную проблему вышеупомянутых наборов для создания ПК - отсутствие программной базы. Простота в работе позволила бы пользователям самостоятельно писать многочисленные приложения. Именно таким путем и пошла компания Sinclair Research при разработке своего компьютера ZX Spectrum. Однако, прежде чем приступить к рассказу о легенде, мы уделим немного внимания истории самой Sinclair Research.

История Sinclair Research

Клайв Синклейр создал компанию под названием Sinclair Radionics в 1961 году. Поначалу напарников у него не было - свой бизнес он развивал в одиночку. Клайв занимался тем, что продавал радиодетали по почте (Sinclair Radionics даже выпустила несколько успешных радиоконструкторов). При этом Синклейр пытался запустить несколько инновационных устройств. Например, в 1970 году был представлен проигрыватель виниловых пластинок необычной конструкции. Вместо традиционной круглой опоры для пластинок в нем использовалась треугольная конструкций с установленными на вершинах гирьками. По словам Синклейра, это снижало вибрации, передаваемые от опоры к воспроизводящей головке, а также препятствовало загрязнению самой виниловой пластинки. Тем не менее интерес к разработке почти никто не проявил, а устройство так и не добралось до прилавков магазинов. Точнее, до почтового прилавка самого Синклейра.

Неудачную судьбу необычного проигрывателя повторил и Hi-Fi-усилитель Neoteric 60. В то время конкуренция в этом сегменте была чрезвычайно высокой, и Синклейр пытался завоевать рынок с помощью необычных продуктов, коим и являлся Neoteric 60. Однако компании вновь не повезло - Hi-Fi-усилитель продавался из рук вон плохо.

Может сложиться впечатление, что первое десятилетие компании ознаменовалось исключительно провальными проектами. Однако финансовые отчеты говорят об обратном: к 1971 году годовой оборот фирмы составлял 560 тысяч фунтов стерлингов с чистой прибылью 90 тысяч фунтов. При этом штат компании пополнился 50 новыми сотрудниками. Дела шли в гору.

1970-е годы можно смело называть «калькуляторной эпохой» Sinclair. В это время компания выпустила две модели карманных калькуляторов. Одна из них стала первым коммерчески успешным продуктом. Этому даже не смогло помешать большое число недостатков устройства, в том числе и их ненадежность. Вторая модель предназначалась для более серьезного рынка, но так на нем и не закрепилась. Изначально она создавалась просто как устройство с расширенным набором функций, однако Синклейр предпринял попытку превратить гаджет в офисный компьютер, и эта попытка с треском провалилась.

Компьютер ZX80

Во второй половине 70-х годов в Sinclair Research началась разработка недорогого бытового компьютера. За проект отвечал инженер Джим Вествуд (Jim Westwood). В 1980 году процесс создания устройства был окончен. Появился ZX80. Это был первый в мире компьютер, чья стоимость не превышала сотни фунтов стерлингов. Также в продаже можно было найти ZX80 в виде набора для самостоятельной сборки. Эта версия и вовсе стоила 79,95 фунтов.

Столь низкой цены разработчикам удалось достичь за счет упрощения элементной базы и использования достаточно примитивных комплектующих. В роли центрального процессора использовался популярный на тот момент Zilog Z80 с частотой 3,25 МГц. А если быть более точным, то клон этого «камня», произведенный компанией NEC. Плюсов у кристалла было несколько. Он не только обладал низкой стоимостью, но и (благодаря своей внутренней архитектуре) требовал меньшее количество микросхем логики. Объем оперативной памяти составлял всего 1 Кбайт, но этого было достаточно для запуска необходимых пользователю программ. Плюс существовала возможность установить дополнительно до 16 Кбайт оперативки в виде карт расширения. Объем ПЗУ составлял 4 Кбайт, и в него уже был вшит язык программирования Sinclair BASIC. А для хранения написанных программ использовались обычные магнитофон и аудиокассеты.

Интересно, что ZX80 не имел видеоконтроллера. Изображение формировалось с минимальным участием железа - операция выполнялась, прежде всего, за счет программной части. Главным и очень существенным недостатком такого подхода стало то, что ZX80 умел показывать картинку лишь в те моменты, когда не был занят выполнением программы. Прежде чем отобразить новую графику, экран попросту гас. Кстати, спецификации ZX80 не предусматривали использования какого-либо специального монитора, в качестве экрана выступал обыкновенный телевизор, что также было плюсом для простых юзеров.

Что касается «экстерьера» ZX80, то своим внешним видом компьютер скорее напоминал игровую приставку, нежели компьютер. Это была небольшая пластиковая коробочка белого цвета, с расположенной на ней мембранной клавиатурой, на которой не было символов, только команды. Пользователь просто нажимал кнопку регистра и выбирал подходящую бейсик-команду. Это значительно упрощало процесс написания программ.

Несмотря на свои недостатки, ZX80 стал чрезвычайно успешным. Конечно, главную роль в этом сыграла и стоимость гаджета. Уже в первые месяцы после релиза на покупку ZX80 образовалась очередь и наблюдался дефицит устройств, чего в Sinclair Research никак не ожидали.
Компьютер ZX81

В 1981 году было представлено следующее поколение компьютера под названием ZX81. Стоимость была снижена еще больше: теперь набор для самостоятельно сборки можно было приобрести по смехотворной цене в 49,95 фунтов стерлингов. Готовый компьютер был несколько дороже и стоил 69,99 фунтов, что все равно было дешевле аналогичной версии ZX80. Кстати, ZX81 стал первым устройством Sinclair, которое реализовывалось не только по почте, но и через розничные сети. Что касается технических характеристик, то «сердцем» компьютера был все тот же процессор Z80 производства NEC с частотой 3,25 МГц. Объем оперативной памяти остался прежним (1 Кбайт), что вызвало особое недовольство у пользователей. Столь скромное количество «мозгов» сильно ограничивало возможности при создании новых приложений. Решить проблему могли карты расширения, которые увеличивали емкость ОЗУ до 16 Кбайт, однако стоимость некоторых из них была сопоставима с ценой самого ZX81. Объем ПЗУ вырос до 8 Кбайт, а встроенный язык Sinclair BASIC обзавелся поддержкой арифметики с плавающей запятой.

Что интересно, ZX81 вновь не получил видеоконтроллера. Чтобы хоть как-то компенсировать его отсутствие, в Sinclair придумали два режима работы: медленный и быстрый. В быстром режиме ZX81 работал так же, как и его предшественник ZX80. То есть во время выполнения программы изображение пропадало с экрана. В медленном режиме экран не гас, но на обработку программного кода уходило примерно в 4 раза больше времени. Внешне ZX81 несильно отличался от ZX80. Пластиковый корпус компьютера стал черным, а мембранная клавиатура, получившая немного иную конфигурацию клавиш, для удобства осталась белой.

Как вы уже поняли, ZX81 получил лишь небольшие изменения. Но даже этого было достаточно, чтобы компьютер разошелся тиражом, в 8 раз превышающим продажи ZX80.
ZX Spectrum

На 1982 год был запланирован запуск третьего поколения компьютера ZX. К хорошему, как говорится, быстро привыкаешь, поэтому даже несмотря на то, что ZX81 предлагал приличную функциональность при более чем скромной цене, от компьютера с рабочим названием ZX82 пользователи ожидали новых и инновационных «фишек». Основным отличием компьютера следующего поколения должна была стать поддержка цветного изображения, ибо ZX80 и ZX81 работали лишь с монохромной картинкой. На такой шаг во многом повлияло широкое распространение цветных телевизоров. В связи с этим название ZX82 было заменено на говорящее ZX Spectrum.

В аппаратной части ZX Spectrum претерпел несколько ключевых изменений. В роли центрального процессора по-прежнему выступал Zilog Z80A, но его частота была увеличена до 3,5 МГц. Объем ОЗУ и ПЗУ увеличился до 16 Кбайт каждый, причем количество оперативки могло и вовсе равняться 48 Кбайт. «Спектрум» действительно научился работать с цветным изображением благодаря появлению графического контроллера. Видеорежим поддерживал разрешение 256x192 точек и 8 цветов с двумя уровнями яркости. Также был предусмотрен вывод однобитного звука через встроенный динамик. По сути, это была обыкновенная «пищалка», которая ритмично пикала в играх. Внешний вид ZX Spectrum немного отличался от дизайна ZX80 и ZX81. Новый компьютер получил иную клавиатуру: мембрану сменили полноценные резиновые клавиши.

Ввод и загрузка программ осуществлялись с кассетного магнитофона, который подключался к компьютеру. У некоторых кассет даже была своего рода цифровая защита. Например, в комплекте с игрой поставлялся серийный номер, который позволял ее запустить.

«Спектрум» оказался таким же успешным, как и его предшественники. Стартовые цены на компьютеры по-прежнему оставались демократичными: версии с 16 Кбайт и 48 Кбайт ОЗУ оценивались в 125 и 175 фунтов стерлингов соответственно. А чуть позже они были снижены до 99,95 и 129,95 фунтов.

Впоследствии ZX Spectrum получил несколько обновлений. В июне 1984 года в продажу поступил компьютер ZX Spectrum+. От обычной версии он отличался обязательным наличием 48 Кбайт оперативной памяти, а также новой клавиатурой, которая получила дополнительную кнопку сброса. Несмотря на столь несущественные изменения, ZX Spectrum+ продавался лучше оригинальной модели. При этом некоторые продавцы жаловались на ненадежность устройства, утверждая, что процент неисправных компьютеров достигал целых 30%

ZX Spectrum 128, появившийся в 1986 году, разрабатывался совместно с испанской компанией Investronica. Дело в том, что испанское правительство обложило высоким налогом все импортные компьютеры с 64 Кбайт оперативной памяти и ниже, не поддерживающие испанский язык. Для Sinclair был важен весь европейский рынок, поэтому вместе с Investronica компания принялась за адаптацию «Спектрума» для Испании. Компьютер получил поддержку 128 Кбайт «оперативки», 32 Кбайт ПЗУ с улучшенным BASIC-редактором, трехканального звука через стандарт AY-3-8910, RGB-выхода на монитор и совместимости с MIDI.

В том же 1986 году все права на бренд и компьютеры Spectrum перешли к компании Amstrad. Новые модели получили различные суффиксы: +2, +3, +2А, +2В. В плане железа компьютеры Amstrad получали лишь небольшие модификации. Например, ZX Spectrum +2 обладал встроенным кассетным магнитофоном Datacoder. А в ZX Spectrum +3 магнитофон был заменен на флоппи-дисковод. Плюс эта модель стала первым «Спектрумом», который умел запускать операционную систему CP/M без дополнительного оборудования. Она стала, пожалуй, самой неоднозначной во всей линейке. Так, ОЗУ ZX Spectrum +3 отображалась на 64 Кбайт адресного пространства, что привело к несовместимости некоторых игр, написанных для оригинального ZX Spectrum.

Об аксессуарах для ZX Spectrum

Однако не только невысокая стоимость способствовала росту популярности ZX Spectrum. К компьютеру было выпущено огромное количество различных «примочек», которые значительно расширяли функциональность этого компьютера. Одним из таких устройств был ZX Printer, совместимый не только со «Спектрумом», но и с ZX80 и ZX81. Устройство подключалось к компьютеру при помощи системного разъема и использовало искровую технологию печати. В такой печати использовалась специальная черная бумага с алюминиевым напылением. Печатающая головка представляла собой две близко расположенные иглы, которые перемещались по ширине страницы. Для печати символов между иглами создавалось напряжение, и они прожигали бумагу в нужном месте. Всего в строке помещалось 32 символа. Сама идея печати в домашних условиях была по-настоящему революционной, однако реализовать ее в полной мере в ZX Printer не удалось из-за ненадежности устройства. Плюс технология искровой печати также проявила себя не с самой лучшей стороны: качество печати быстро снижалось, а поверхность бумаги была непрочной.

Еще одним интересным аксессуаром был модуль ПЗУ на основе закольцованной магнитной ленты под названием ZX Microdrive. Объем такого устройства составлял 16 Кбайт. Он позволял быстро загружать или сохранять ранее написанную программу. Однако ZX Microdrive так и не получил должного распространения. Пользователи предпочитали использовать проверенные временем, хоть и более медленные аудиокассеты.

Также Sinclair представила карты расширения ZX Interface 1 и ZX Interface 2. Изначально первая разрабатывалась как сетевой интерфейс для организации локальной сети в школах. Однако перед выпуском продукта была добавлена поддержка одновременной работы сразу до 8 устройств ZX Microdrive, и в дальнейшем интерфейс использовался преимущественно для подключения этих модулей ПЗУ. Что касается ZX Interface 2, то эта карта расширения имела разъемы для подключения двух джойстиков (да, Sinclair даже выпускала игровой джойстик для ZX Spectrum), разъем картриджа ПЗУ и интерфейс подключения ZX Printer. Но из-за высокой стоимости устройство продавалось неважно, а уже через год оно исчезло с прилавков магазинов.

Кроме этого, в продаже можно было найти множество аксессуаров от сторонних производителей. Например, специально для «Спектрума» выпускались такие девайсы, как синтезатор речи (Currah Microspeech), игровые джойстики, дополнительные цифровые клавиатуры и даже графический планшет и ударная установка (Cheetah SpecDrum). Впечатляет!
О программном обеспечении

Но, конечно, не за огромное количество различной периферии полюбили ZX Spectrum. На компьютере было относительно легко программировать. В первой половине 80-х это вызвало настоящий бум в индустрии программного обеспечения. Написанием программ занимались как и полноценные компании, так и программисты-одиночки. Развитие западного рынка ПО для ZX Spectrum можно разделить на три этапа.

Во время первого этапа, продолжавшегося с 1982 по 1984 годы, происходит количественный рост рынка. Крупных компаний еще не было, и созданием приложений занимались небольшие конторы или писатели-одиночки. При этом около 80% программного обеспечения составляли игры! Первые видеоразвлечения были достаточно примитивными: «графон» был не очень, да и сюжет тоже. Что интересно, уже в то время начало процветать пиратство.

Знаете ли вы, каким был первый массовый персональный компьютер? С чего началась эра персональных компьютеров? Некоторые могут даже помнить свой самый первый компьютер, которым являлся ZX Spectrum. Именно он является прародителем всех современыых компьютеров. ZX Spectrum продержался на рынке более 10 лет. Мы расскажем вам об истории Спектрума, насыщенной, с множеством интересных фактов, мифов и заблуждений.

Для начала, расскажем о человеке, который считается создателем ZX Spectrum. Это Клайв Синклер (Clive Marles Sinclair)

Клайв Марльз Синклер родился в городе Суррей (Surrey), под Ричмондом, 30 июля 1940 года. Его отец и дед были инженерами. Сам Клайв последовал по тем же стопам. Уже в 1962 году Синклер создаёт Sinclair Radionics, производит комплекты деталей для сборки радиоприёмников и усилителей звука. У компании стремительно растет репутация пионера в бытовой электронике. С 1972 года компания производит электронные часы, портативные телевизоры и инструменты. В июле 1979 года Клайв Синклер уходит в отставку из Sinclair Radionics и учереждает новую компанию Sinclair Research Ltd. Отсюда и начинается история нашего ZX Spectrum. Первый продукт Sinclair ZX80 произведен в феврале 1980 года, это был первый компьютер в мире стоимостью ниже 100 фунтов стерлингов. Его размеры были 218 X 170 X 50mm и весил он 340 грамм. ZX 80 нельзя было назвать очень удачным, тем не менее он начал довольно хорошо продаватся.


В 1981 последовал логичный выпуск новой версии – Sinclair ZX81 . Он был гораздо дешевле предшественника и стоил 69 фунтов. За два года было произведено более миллиона ZX81 и Синклер заработал более 400 миллионов фунтов стерлингов. После продажи 10 % акции компании и раздачи 5 % акций своим служащим, он сохранил 85 % акций, что давало ему возможность принимать амбициозные и непрофессиональные решения.

Пятнадцать лет назад самым популярным компьютером в России был ZX Spectrum. Как появились первые клоны "Спектрума", и почему они создаются до сих пор?

Когда вы читаете эти строчки, где-то наверняка светится экран монитора со знакомой до боли надписью "© 1982 Sinclair Research Ltd". А это значит, что ZX Spectrum, восьмиразрядный компьютер, придуманный без малого тридцать лет назад, и не собирается сходить с компьютерного небосклона.

Одна из причин особого отношения людей к "Спектруму" (или "Спекки", как ласково величают его пользователи) - это, безусловно, ностальгия, и не только по нему, но и по всей технике и окружавшей её атмосфере рубежа восьмидесятых-девяностых годов. Те компьютеры с нынешних высот кажутся плохенькими и неказистыми, но для многих они были первыми компьютерами в доме - с первыми играми, бейсиками, фокалами, паскалями...

Первые ZX Spectrum были созданы компанией Sinclair Research в начале восьмидесятых годов, и с тех пор они продавались миллионными тиражами. Хоть "Спектрумы" и не были особенно мощными, однако благодаря своей простоте, дешевизне и обилию доступного софта и игр стали просто идеальными домашними компьютерами.

В отличие от поклонников не менее знаменитых на Западе компьютеров Commodore 64 и Apple II, любители ZX Spectrum обитают в странах Восточной Европы. Российские спектрумисты-самоделкины не оставили эту платформу и в девяностые годы - когда производство фирменных компьютеров было давно свёрнуто. Как же появился "Спектрум" на просторах тогда ещё СССР, и почему именно он стал для нас символом компьютеров той эпохи?

Почему "Спектрум"?

"Спектрумы" вовсе не были первыми машинами, доступными для рядового советского гражданина. Такие отечественные восьмибитные изделия, как "Микро-80" и "Радио-86РК", появились ещё раньше. Неплохо распространились и отечественные компьютеры серии "БК", были компьютерные классы на базе ДВК и УКНЦ. Параллельно с первыми "Спектрумами" из-за рубежа в нашу страну проникли и другие популярные в те времена восьмибитные машины: Commodore-64, MSX, серия Atari и прочие.

Всё это тоже памятные и дорогие многим компьютеры, но ZX Spectrum, вероятно, имел какое-то волшебное соотношение цены, качества, возможностей, доступности и простоты. Из всех компьютеров, которые в конце восьмидесятых стали доступны советским гражданам, только машины, совместимые со "Спектрумом", можно было приобрести по относительно низкой цене практически везде. В стоимость Atari и Commodore включали таможенные пошлины и прочие накрутки, связанные с их дальним путешествием. "Спектрумы" же очень скоро стали производиться на месте. А так как в СССР имелось смутное представление о таком понятии, как "копирайт", то масса программ для "Спектрума", скопированных и взломанных нашими умельцами, потоком хлынула к нам через Польшу и другие страны Восточной Европы.

Устройство ZX Spectrum 48K трудно описать иначе, как словами "гениальная простота". Здесь без лишних наворотов был реализован джентльменский набор функций: графика, интерфейсы к внешним устройствам, звук и 48 Кб оперативной памяти. Чтобы получить рабочий "Спектрум", не требовалось докупать периферию - подключить его можно было к обычному телевизору, а в качестве устройства внешней памяти использовался обычный кассетный магнитофон, который имелся у многих.

Почти сразу выяснилось, что большинство компонентов "Спектрума" можно заменить на отечественные, а это было очень важно при тогдашнем дефиците радиодеталей. Даже фирменную "секретную" микросхему ULA, в которой был прошит видеоконтроллер и некоторые другие узлы компьютера, в итоге взломали и повторили на обычной "рассыпухе". Единственной импортной деталью оставался центральный процессор Z80. Впрочем, отечественная промышленность вскоре освоила производство и его аналогов, а впоследствии - и аналогов звуковой микросхемы AY-3-8910.

Не самое плохое компьютерное изделие отечественной промышленности "БК-0010" стоило тогда 600-650 рублей, тогда как средняя цена на клон ZX Spectrum 48K лишь немногим превышала 100 рублей и со временем только снижалась. Неудивительно, что компьютер стал настолько массовым. Его можно было встретить где угодно, и даже серьёзные предприятия не обходили его вниманием.

Первые клоны

Клоны "Спектрума" стали массово появляться в Советском Союзе в 1986-89 годах. Долгое время было неизвестно, с чего начался этот процесс, но в 1999 году авторам электронной спектрумовской газеты Optron удалось выяснить, где появился первый советский "Спектрум".

Оказалось, что впервые схему фирменного "Спектрума" "взломали" и повторили на отечественных комплектующих во Львове. Все работы велись в 1984-1985 гг. в ОКБ Львовского политехнического института. В то время он был секретным и режимным предприятием, а ныне называется НИКИ ЭЛВИТ (Научно-исследовательский конструкторский институт электронно-вычислительной измерительной техники) госуниверситета "Львовская политехника".

В 1999 году авторы "львовского варианта" по-прежнему работали в институте. О том, как в СССР попали первые спектрумы, мы сегодня можем узнать из интервью опубликованного в спектрумовском журнале "Оптрон".

Инициатором перевоплощения фирменного "Спектрума" в отечественный можно считать Эдуарда Андреевича Марченко. Он выступил дизайнером корпуса компьютера и впервые подключил "Спектрум" к телевизору через антенный вход. Тем не менее он не так уж горд своими свершениями. По словам Марченко, знай он, что со всех предприятий Союза начнут пропадать микросхемы памяти РУ5, растаскиваемые спектрумистами-самоделкиными (причём в таких масштабах, что стало невозможным выполнение некоторых госзаказов), он бы ещё хорошенько подумал, прежде чем способствовать популярности "Спектрума".

Первым полностью воспроизвёл "Спектрум" Юрий Дмитриевич Добуш: он изучил и разобрал на доступные в СССР детали фирменную и особо секретную микросхему ULA, в которой фактически и содержался весь компьютер, не считая памяти, процессора и пары мультиплексоров.

Также в разработке принимали участие Евгений Евгеньевич Натопта, занимавшийся программной частью компьютера, и Олег Васильевич Старостенко - создатель первой печатной платы "Львова".

По словам Юрия Добуша, тогда была необходимость в создании компьютера, который имел бы хорошую графику. Нужно было, чтобы это был компьютер с достаточным количеством программ и игр и чтоб они были доступны. Возник вопрос, как сделать что-то компактное, удобное, дешёвое и одновременно надёжное. И тут под руку попался Спектрум.

В августе 1985 года оригинальный ZX Spectrum был взят у иностранных студентов на два часа для снятия осциллограмм. На основе анализа этой информации и схемы оригинального ZX Spectrum, полученной из ГДР, была разработана схема с аналогичными параметрами. Её разработка заняла около месяца, причём работа велась не на бумаге, а непосредственно "в железе" - в виде рабочего макета, собранного из доступных тогда деталей.

Первый вариант клона был запущен в октябре 1985 года. При разработке старались приблизить все тайминги к параметрам оригинального компьютера, а также достичь аналогичного потребления тока. Схема на бумаге была составлена только после окончания разработки.

Прошивка ПЗУ была набрана с фотокопий статьи из западногерманского журнала, где опубликовали дизасемблированный код прошивки. Фотокопии статьи тоже были получены у иностранных студентов, занимавшихся разработкой ПО для ZX Spectrum и имевших много документации.

Сам Юрий вспоминает это время так: "Был такой Женя, где-то он имел контакты. Кто-то из иностранных студентов привез фирменный "Спектрум" сюда, в ОКБ. Этот Женя контактировал с Натоптой Евгением Евгеньевичем, который, увидев этот компьютер, попросил Женю взять его себе домой поиграть... Мы берём с работы 99-й осциллограф, тащим его туда и буквально проходим по всем ножкам, зарисовываем осциллограммы этой ULA-шки. Кроме того, у нас была информация по структуре программного обеспечения: буквально был исписан один листок. Ещё мы считали информацию из ROM компьютера. И начали работать. Евгений Евгеньевич Натопта занимался программным обеспечением, а я, молодой ещё тогда специалист, - конкретно железом. Собственно разработкой. По осциллограммам восстанавливал схему".

Нельзя сказать, что только во Львове обратили внимание на этот компьютер. Так, параллельно работы над копированием "Спектрума" велись в Каунасе, однако именно схема "львовского варианта" первой пошла в народ и легла с небольшими изменениями в основу многих последующих моделей "советских" спектрумов.

Московский клон "Москва-48" представлял собой почти полную копию "львовского варианта"; на основе этой же схемы в Ленинграде вышла модель "Ленинград-48". Львовская схема использовалась и при разработке других отечественных клонов - например, "Пентагон-48". Многие микросхемы там имеют те же номера, что и на схеме из Львова.

А потом варианты "Спектрума-48" посыпались как из рога изобилия, производимые как умельцами, которых было пруд пруди благодаря многочисленным радиокружкам, так и подключившейся отечественной промышленностью. "Дубны", "кванты", "компаньоны"... Чуть ли не в каждом городе было по своему клону ZX Spectrum 48К.

Успех и провал ZX Spectrum на Западе

Один из самых неясных моментов в истории ZX Spectrum - падение его популярности в начале девяностых годов. Почему компания, выпускавшая настолько хорошо продававшийся компьютер, вдруг свернула производство, вместо того чтобы продолжать развивать платформу и делать более совершенные модели?

Большинство источников, описывающих историю тогдашнего Sinclair Research, восхваляют гениальность её основателя Клайва Синклера, описывают причины взлёта "Спектрума", но, когда речь заходит о падении, сообщают лишь, что ZX Spectrum был вытеснен с рынка другими популярными в те времена компьютерами.

Исторические источники, собранные Константином Свиридовым, дают куда более полное понимание истории Синклера. На сайте Свиридова опубликован крайне подробный отчёт о его изысканиях.

Первое, что нужно понять: Синклер начинал вовсе не с компьютеров. В начале своей предпринимательской карьеры он продавал радиодетали по почте. Первым настоящим успехом его фирмы был карманный калькулятор. Синклер вовсе не изобрёл его, однако нашёл удачное сочетание дизайна, цены и функциональности.

Судьба калькулятора предвосхитит судьбу "Спектрума": первая модель была хоть и привлекательной, но с кучей недостатков (в том числе процент брака был непристойно высок), вторая метила на куда более серьёзный рынок, но так до него и не добралась. В случае с калькуляторами нужно было освоить выпуск научных моделей с дополнительными функциями; в случае с ZX Spectrum Клайв Синклер предпринял крайне неудачную попытку сделать из него офисный компьютер.

И успех и провал ZX Spectrum (и даже последовавшая популярность у энтузиастов) имеют, по сути, одну и ту же причину: Синклер предпочитал максимально упрощать и удешевлять свои продукты и продавать их по почте вместо торговых сетей. Качество зачастую очень страдало, однако "Спектрумы" было не так уж сложно собрать или починить самостоятельно.

В Sinclair Research до последнего не отказывались от этих принципов, однако они мешали компании выйти на международный рынок. Дешевизна и простота конструкции ZX Spectrum недолго были его конкурентными преимуществами: более совершенные компьютеры дешевели, а попытки развить успех ZX Spectrum по большей части оказывались запоздалыми и проваливались.

К примеру, у компании слишком много времени занял выпуск специализированного накопителя на магнитной ленте Microdrive, который позволил бы заменить подключавшиеся к "Спектруму" бытовые магнитофоны. Когда Microdrive был выпущен, оказалось, что его специфические кассеты и по качеству, и по цене уступают уже распространившимся к тому моменту пятидюймовым дискетам.

Компания Синклера тем временем была занята разработкой модели Sinclair QL - куда более дорогого и совершенного компьютера, предназначенного не для домашнего использования, а для офисов. Но пробиться на этот рынок не вышло: Sinclair Research не удалось вовремя договориться с поставщиками программного обеспечения, к тому же качество "железа" по-прежнему не дотягивало до корпоративных стандартов.

Иронично, что первая по-настоящему удачная и популярная модель со времён выпуска оригинального ZX Spectrum была одновременно и его первым "клоном". Spectrum 128 (со 128 килобайтами памяти вместо 48) разработали не непосредственно в Sinclair Research, а по инициативе испанской компании Investronica, производившей "Спектрумы" по лицензии.

Так или иначе, сложно сомневаться если не в гениальности Синклера, то как минимум в обладании неплохим видением будущего. В семидесятые годы его компания выпускала часы и калькуляторы с жидкокристаллическими дисплеями, в начале восьмидесятых - портативные телевизоры. Впрочем, особой популярностью они не пользовались: как ни пытайся сделать электронно-лучевую трубку поменьше, по-настоящему портативной она не станет. В Sinclair Research также пытались разработать плоские экраны - именно ими должен был комплектоваться Sinclair QL. К конечным результатам эти разработки так и не привели.

В 1985 году подразделение Sinclair Vehicles создало компактный одноместный электромобиль Sinclair C5 - можно сказать, Segway своего времени. Потенциальные покупатели, правда, побаивались выезжать на дорогу на трёхколёсном "электровелосипеде", произведённом на заводе бытовой техники.

Складывается впечатление, что Синклер просто не мог сконцентрироваться на чём-то одном. В итоге компьютерный бизнес так, по-хорошему, и не перешагнул стадию торговли полуфабрикатами и запчастями, а его основатель устремился к новым неосвоенным горизонтам - разработке инновационных транспортных средств. Где, кстати, до сих пор продолжает экспериментировать. В 2006 году Sinclair Research выпустила складной велосипед A-Bike , а в 2010 анонсировала электровелосипед X-1.

Компьютерное подразделение же было продано британской компании Amstrad ещё в 1986 году. Для Amstrad это было вполне удачным приобретением: во-первых, одним конкурентом стало меньше, во-вторых "Спектрумы" ещё какое-то время продавались. Амстрадовский ZX Spectrum +2 был основан на ZX Spectrum 128 и имел встроенный накопитель на магнитных лентах, а ZX Spectrum +3 уже поставлялся с трёхдюймовым дисководом.

Последним компьютером, выпущенным под маркой Sinclair, стал PC200, выпущенный в 1988 году. Он был основан на процессоре Intel 8086, имел 512 Кб оперативной памяти и дисковод. По сути, это уже был не "Спектрум", а вполне стандартный бюджетный PC - на нём работали ОС MS-DOS версии 3.3 и графическая оболочка GEM. Популярностью эта машина не пользовалась: покупатели предпочитали Atari ST и Commodore Amiga. С тех пор логотип Sinclair не появлялся на корпусах новых компьютеров.

Андрей Письменный

Зарождение сообщества

"Спектрум-48" стал идеальным конструктром-тренажёром для начинающего радиолюбителя. Буквально за два-три года "Спектрум" завоевал многомиллионную аудиторию. Многие пользователи, наигравшись в игры, хотели научиться самостоятельно их делать. Сначала техническая документация ходила по рукам, почти как пресловутый "самиздат", - в виде машинописных перепечаток, кое-как переведённых с иностранных источников, затем в дело включились кооперативы и серьёзные книжные издательства.

К 1991 году в информационном обеспечении наступил перелом. Книга "ZX Spectrum для пользователей и программистов", которую выпустило издательство "Питер", стала бестселлером. За ней последовали книжки по программированию на бейсике и ассемблере: многие помнят серию книг с описаниями игр фирмы "Солон".

В том же году научно-технический кооператив "Инфорком" начал выпуск ежемесячного журнала "ZX-ревю". Журнал быстро превратился в главное печатное издание для спектрумистов в бывшем СССР. Через журнал знакомились, вступали в переписку и делились опытом со своими товарищами по увлечению со всех концов страны. Так вокруг "Инфоркома" и других подобных проектов начало складываться то, что впоследствии назовут творческим спектрумовским сообществом.

Постепенно многие творческие группы наладили выпуск собственной электронной прессы. На пятидюймовых дискетах, набитых компьютерными новостями, украшенные оригинальной графической оболочкой и музыкальным сопровождением, электронные журналы расползались по всей стране - когда по почте, а когда и через проводников поездов дальнего следования. Первым стал журнал "Спектрофон", выпущенный в 1994 году творческой группой STEP - бывшими журналистами ZX-Ревю Юрием Матвеевым и Сергеем Шишлянниковым, позже прославившимися игрой "Звёздное наследие".

Затем появились издания ZX-Format, Adventurer, BornDead, газеты Cweek, Nicron и многие-многие другие - сотни наименований.

Плотность кода

1990-1992 годы были переломными для "Спектрума" в нашей стране. Именно в этот момент "количество перешло в качество". Комплектующие и периферия дешевели, и аппетиты пользователей законным образом росли. Всё чаще стали появляться клоны "Спектрума" с контроллером дисковода "Beta disk interface" и системой TR-DOS, прошитой в ПЗУ. Именно она стала для нашей страны стандартом де факто. Подавляющее большинство программ и игр быстро адаптировали для пятидюймовых дискет.

Но главным прорывом этого периода стала смена модельного ряда. В 1990 или 1991 году радиолюбители повторили модель ZX Spectrum 128K - со 128 Кб ОЗУ, двумя экранными страницами и музыкальным сопроцессором. Первыми "новыми" спектрумами были "Москва-128" и "Пентагон-128". Дальше всё пошло как и с 48К: каждый способный радиолюбитель делал по своему клону. Модели со 128 килобайтами и дисководом быстро вытеснили "классические" спектрумы. Программисты тоже быстро стали ориентироваться на 128 Кб как на новый стандарт. Стандарт ZX-48 умер, но жизнь Спектрума продолжалась.

Количество перешло в качество и в программировании. В отличие от "больших" компьютеров, возможности софта прирастали прежде не за счёт увеличения числа мегабайт и мегагерц, а за счёт максимального использования всех особенностей архитектуры компьютера и оптимизации машинного кода (а именно на нём написано подавляющее большинство серьёзных приложений для "Спектрума"). Глядя на некоторые игры и программы, появившиеся с тех пор, трудно поверить, что им хватает 128 килобайтов памяти и восьмибитного процессора с тактовой частотой до семи мегагерц: посмотрите хотя бы на спектрумовские ипостаси известных игр Mortal Kombat, DOOM и Wolfenstein.

Ещё поразительнее для непосвящённых выглядят демонстрационные компьютерные клипы, в просторечии "демки", демонстрирующие посредством аудиовизуальных эффектов "крутизну" кода её автора. В качестве примера можно привести такие демоклипы, как AEON, JAM, BINARY LOVE или ANAMNESIS... да что там - их великое множество. У многих демок есть сюжет, и они смотрятся не хуже видеоклипов. Но это не видеоклипы, ведь всё, что происходит на экране, - плод математических способностей процессора и таланта программиста.

Демонстрация - красот и возможностей

Одно из главных увлечений современных любителей древних компьютеров - написание и просмотр демосцен, то есть небольших видеороликов, изображение в которых генерируется компьютером "на лету". Технические достижения в виде разнообразных визуальных эффектов здесь сочетаются с настоящим искусством - работами художников и музыкантов.

ZX Spectum - одна из наиболее популярных платформ среди российских демосценеров. Каждый год в России проходят соответствующие фестивали и конкурсы. Один из главных фестивалей - питерский Chaos Constructions.

Достижения спектрумовского демо сегодня не очень понятны непосвящённым: вряд ли кого-то можно удивить, к примеру, трёхмерной графикой, однако на компьютере без отдельного видеоадаптера и со столь маломощным процессором иначе, как чудом, её не назовёшь.

Андрей Письменный

Монстростроение

Между тем отечественные мастера паяльника продолжали пытаться расширить возможности уже 128-килобайтных машин. На Западе развитие "Спектрума" давно закончилось, поэтому новые возможности пришлось изобретать самостоятельно. Поскольку этим независимо друг от друга занимались одиночки или небольшие группы в разных городах, то тут, то там возникали модели, совместимые лишь номинально.

Общим у таких "монстров" была лишь основа - тот самый 128-килобайтный "Спектрум". Остальное придумывалось по своим принципам, и взятые с потолка номера портов в одной модели могли конфликтовать с портами в другой. Часто получалось так, что навороты поддерживали только их создатели, а остальные, запутавшись в стандартах, предпочитали не лезть в эти дебри и продолжали писать программы под стандартные возможности.

Пик "монстростроения" пришелся на 1991-1996 годы. Несмотря на неразбериху, в итоге выкристаллизовались модели, которые, по сути, стали новым стандартом. Речь идёт о Scorpion ZS 256k Сергея Зонова, KAY-1024 Вячеслава Скутина, PROFI (с памятью от 128 Кб до 1024 Мб) фирмы "Кондор", ATM-turbo 1 (512 Кб) и TURBO2+ (1024 Кб) фирмы "МикроАРТ". Помимо самих клонов, появлялись дополнительные периферийные устройства: звуковая карточка "General Sound", контроллер мыши (на который не сразу, но был выработан единый стандарт), контроллеры винчестера (в Profi и TURBO2+ они сразу интегрированы в плату) и так далее.

Плата ATM Turbo

Именно в те годы зародилась спектрумовская демосцена. Кроме того, один за другим появляются прикладные и, конечно, игровые мегапроекты - Prince of Persia, The Last Battle, "Зеркало". Авторы особенно удачных игр становились настоящими знаменитостями среди спектрумистов - к примеру, Вячеслав Медноногов (он же CopperFeet) стал для многих настоящим кумиром благодаря играм "НЛО", "НЛО-2" и "Чёрный ворон".

И наконец, высшая точка развития "Спектрума" - его выход в сеть. Нет, не в интернет. Однако гулявшие по рукам многочисленные схемы самопальных модемов к середине девяностых претерпели унификацию и стандартизацию, и с помощью них сотни пользователей по всей стране организовали свою собственную FIDO-образную сетку под названием ZXNet, которую со временем удалось связать и самим FIDOnet.

Поздние игры

Вячеслав и Алексей Медноноговы - пожалуй, самые знаменитые российские разработчики игр для ZX Spectrum. В 1995 году они сделали отечественный клон игры UFO: Enemy Unknown, под названием "НЛО". Через годы вышла и вторая часть игры, а затем и следующий спектрумовский блокбастер тех времён - клон Warcraft под названием "Чёрный ворон". Были и другие игры, причём по качеству они подчас не только не уступали, но значительно превосходили всё, что было выпущено для ZX Spectrum западными издателями.

По сути, это период небывалого расцвета российского игрового инди. С тех пор многие разработчики перебрались со "Спектрумов" на ПК, а некоторые принесли туда и свои разработки. Пожалуй, самая известная из них - "Звёздное наследие". Компания Step Creative Group, выпустившая спектрумовскую версию в 1995 году, через десять лет полностью переделала игру и выпустила версию для Windows на компакт-диске.

Поразительно, но спектрумовские игры до сих пор пишут. Дмитрий Быстров, известный как Alone Coder, и Александр "Shiru" Семёнов в 2006 году написали для ATM Turbo 2+ (предшественника ZX Evolution) игру Ball Quest, использующую нестандартный графический режим "цвет на точку" (обычно ZX Spectrum отображает только по два цвета на знакоместо, что заметно на большинстве цветных скриншотов). Такие игры, конечно, делаются не на продажу, а для конкурсов. Скачать их можно совершенно бесплатно, а запускать вовсе не обязательно на настоящем "железе" - вполне подойдёт обычный ПК и эмулятор.

Time Gal, Ball Quest, Pang, Wolfenstein

Той же команде принадлежит и ещё одно значительное достижение. В 2006 году была создана первая игра для ZX Spectrum (вернее, ATM Turbo) на компакт-диске. Конечно, "создана" - не совсем верное слово: игра Time Gal была перенесена с первой Sony Playstation и при этом сохранила все анимационные сцены. Создание плеера, играющего видео с компакт-дисков, позволило портировать игру на ATM Turbo и ZX Evolution. Time Gal занимает 90 Мб, и её можно скачать с сайта Alone Coder вместе с исходными кодами.

Андрей Письменный

Закат

Ничто не длится вечно. Как когда-то на Западе, в России популярность "Спектрума" тоже стала клониться к закату. Печатные издательства свернули в своих публикациях спектрумовскую тематику, одна за другой закрывались или перепрофилировались фирмы, производившие или ремонтировавшие спектрумы, а новые программы и игры стали появляться всё реже и реже.

Произошло это по нескольким причинам. Во-первых, компьютерный рынок наводнили дешёвые китайские приставки - все эти "сеги", "нинтендо" и "денди". С другой стороны, резко подешевели IBM-совместимые компьютеры, по всем статьям превосходившие "Спектрум". В итоге он потерял своё главное на тот момент "утилитарное" преимущество - дешевизну и доступность. Те, кому "Спектрум" был нужен только для игр или "хозяйственных" нужд, с радостью пересели на более мощные машины.

И всё же "Спектрум" выжил - выжил благодаря той категории пользователей, для которых ZX Spectrum стал средством самореализации хоть в паянии, хоть в музицировании, хоть в программировании. Для них это уже не просто машина, а верный друг, которых, как известно, не бросают. Когда на рубеже веков совершился перелом и на других восьмибитных платформах остались только беспомощные одиночки, сообщество любителей "Спекки" уцелело.

Ему пришлось пережить тяжёлые шторма. Переход с диалапа на выделенку и введение поминутной оплаты за телефон убили ZXNet (одним из последних в Москве владельцев узла ZXNet долгое время оставался Владимир Булчукей), массовое распространение доступного интернета обессмыслило и почти убило электронную ZX-прессу на дискетах, но "Спектрум" продолжает жить.

Продолжают выходить программы и игры, а в интернете ведётся большая работа по сохранению спектрумовского наследия. Для тех, у кого вышла из строя "реальная" машина, "Спектрум" возродился и обрёл второе дыхание в эмуляторах. Возникло новое, пока ещё немногочисленное, поколение спектрумов, основанное на современной дешёвой элементной базе XXI века. Они мало похожи на своих предшественников, но если вы заглянет в их ATX-корпуса, то увидите, что среди современных чипов в центре платы по-прежнему бьётся кремниевое сердце старичка Z80.

Помимо использования ZX-Spectrum в роли компьютера, существовали модели в виде игровых приставок. С одной стороны выгода очевидна - не требуется клавиатура, не надо загружать программы с глючного магнитофона, приставка сразу готова к работе после включения питания, от пользователя не требуется знания компьютера. Однако все достоинства перекрываются недостатками:
- ограниченный набор игр (каждую игру приходится адаптировать, т.е. в изначальном виде, как она существует на кассетах, игра не годится для картриджа приставки);
- цена на картридж превышает цену кассеты с играми для обычного ZX-Spectrum (здесь речь не идёт о лицензионных играх);
- ограниченная функциональность приставки: играть быстро надоедает, а ZX-Spectrum, в отличие от приставки, даёт возможность изучать программирование.

Вполне возможно, что по вышеприведенным причинам приставки на основе ZX-Spectrum не получили широкого распространения. Но отдельные модели приставок были разработаны и производились. Одна из таких приставок - "Эльф".

Производитель приставки "Эльф" - завод "Цветотрон ", г.Брест. Объём производства неизвестен. Имеющиеся экземпляры джойстиков и картридж имеют двух, трёх и четырёхзначные заводские номера. Т.е. приблизительно можно говорить о производстве партии в несколько тысяч штук.

В некоторых играх приставки "Эльф" стоит дата адаптации - 1990 и 1991 г. Печатные платы картриджа "Эльф-1" и "Эльф-3" произведены в 1993 году. Исходя из этого можно предположить, что время производства приставки - примерно первая половина 90-х годов.

Внешний вид, комплектация

Приставка выполнена по классической схеме - сама приставка, картриджи, джойстики, источник питания.

Источник питания - внешний, вырабатывает нестабилизированное постоянное напряжение порядка 14В. Нужные для питания приставки напряжения 5В и 12В получаются путём использования стабилизаторов внутри самой приставки.

Джойстик внешне похож на своего собрата от "Денди" - та же крестовина и две кнопки:

Джойстики также можно было купить отдельно от приставки.

Само собой разумеется, с приставкой продавался картридж (или картриджи) с играми:

Картриджи были нескольких разновидностей, отличающихся набором игр.

В ПЗУ самой приставки тоже могли быть игры. Это зависит от варианта исполнения приставки (объёма микросхемы ПЗУ).

Игры

Посколько заставки игр игр занимают много места, чтобы не загромождать статью, описания игр приставки "Эльф" вынесены на отдельную страницу .

Технические особенности приставки "Эльф"

Малый размер приставки скорее всего означает, что она построена на БМК. Открываем крышку приставки. Так оно и есть:

Приставка содержим минимум микросхем - БМК Т34ВГ1 , процессор, ПЗУ, ОЗУ, кодер SECAM, ВЧ-модулятор.

Плата двухсторонняя, с зёленой маской. На имеющемся у меня экземпляре приставки маска положена некачественно и отслаивается при любом механическом контакте с платой. "Обвязка" у Т34ВГ1 стандартная для всех компьютеров с такой микросхемой БМК. Заслуживает внимания ОЗУ - оно выполнено на двух микросхемах КР565РУ11. Это полные аналоги микросхем 4464 (64КБит х 4 разряда). Итого имеем 64КБ памяти на двух микросхемах. Компактно.

Приставка имеет выдеовыход для подключения к телевизору по RGB. Сигналы, в отличие от видеовыхода компьютера "Байт", выполнены сразу с градациями яркости, что позволяет подключать приставку к телевизорам со SCART без переделки (при наличии соответствующего кабеля). Также в приставке есть кодер SECAM с ВЧ-модулятором для подключения к телевизору через антенный вход. В отличие от ВЧ-модулятора компьютера "Байт" модулятор приставки выполнен на микросхеме К174ПС1:

Не обошлось без ложки дёгтя и в видеовыходе приставки: при подключении через RGB отчётливо заметен сигнал яркости на чёрном фоне. Например, в игре "Спасатель":

Картридж "Эльф-2"

Этот картридж рассчитан на использование ПЗУ общим объёмом 128К либо 256К. Т.е. может стоять одно ПЗУ 27C020 либо одно 27C010 либо два 27C010. В картридже "Эльф-2" стоит одно ПЗУ на 128К. На плате также расположен регистр банков ПЗУ.

С составом игр на картридже можно ознакомиться .

Картридж "Эльф-3"

Аппаратная часть картриджа используется такая же, как на картридже "Эльф-1". Но вместо двух ПЗУ по 128К установлена одна микросхема ПЗУ объёмом 256КБ. Так как плата картриджа не рассчитана на установку микросхем памяти такого объёма, недостающие соединения сделаны с обратной стороны платы проводами.

Данный картридж содержит 2 микросхемы ПЗУ общим объёмом 256К и имеет 16 банков памяти. С составом игр на картридже можно ознакомиться .

Теперь посмотрим "изнутри" как работает приставка:

Карта портов приставки "Эльф" и распределение памяти

Внутри "Эльф" представляет собой самый обыкновенный ZX-Spectrum с объёмом памяти 48К. Карта распределения памяти точно такая же, как в Спектруме:

#0000-#3FFF - область ПЗУ
#4000-#FFFF - область ОЗУ

А различие состоит в том, что всё ПЗУ "Эльфа" разбито на "банки" размером 16КБ, и они могут подставляться в окно #0000-#3FFF. Управлением банками памяти занимается отдельный порт с номером #5F(95dec).

Карта портов приставки "Эльф":

Биты Адрес Режим Описание
7 6 5 4 3 2 1 0
0 1 0 1 1 1 1 1 #5F (95dec) Write Порт управления банками ПЗУ
0 0 0 1 1 1 1 1 #1F (31dec) Read Порт "Джойстик 1"
1 1 1 1 1 1 1 0 #FE (254dec) Read Порт "Джойстик 2"
1 1 1 1 1 1 1 0 #FE (254dec) Write Порт бордюра/звука

Серым цветом выделены биты, по которым производится дешифрация адреса порта.

  • Порт управления банками ПЗУ.

    Порт выбирается при активном сигнале БМК /SSWR и A1=1. Внутри БМК сигнал /SSWR вырабатывается при записи в любой порт, в котором биты A7=0, A0=1. Поэтому приставка может откликаться как на порт #5F, так, к примеру, и на #1F и на #7F. В дальнейшем будет фигурировать адрес порта #5F, потому что именно по этому адресу выбираются банки в прошивке ПЗУ приставки.

    Расладка битов порта такова:
    - Биты 0-6 выбирают номер банка ПЗУ. Теоретически доступно 128 банков, во внутреннем ПЗУ приставки может быть от 2 до 8 банков (для ПЗУ размером от 32КБ до 128КБ). Объём ПЗУ картриджа реально обычно не превышает 16 банков (256К). В прошивке ПЗУ приставки сделан перебор только 64-х банков ПЗУ. Итого реально приставка может работать с картриджем объёмом максимум 64 банки памяти по 16К, т.е. 1МБ .
    - Бит 7 выбирает ПЗУ приставки или ПЗУ картриджа. При D7=0 выбирается ПЗУ приставки, при D7=1 выбирается ПЗУ картриджа.

    По сигналу сброса все биты порта #5F сбрасываются в 0. Таким образом включается 0-й банк встроенного в приставку ПЗУ, где располагается стартовое меню.

  • Порты джойстиков 1 и 2.

    Для чтения данных с двух джойстиков используются порты #FE(254dec) и #1F(31dec). Раскладка по битам их такова:

    "x" - значение бита неопределено (может быть как 0, так и 1).

    Для джойстика-1 в нейтральном положении (когда ни одна кнопка не нажата) из порта #1F будет читаться значение %10100000 (160dec). Для джойстика-2 при ненажатых клавишах из порта #FE будет читаться %00011111 (31dec).

    Адреса портов джойстиков выбрана исключительно потому, что БМК Т34ВГ1 имеет внутреннюю дешифрацию портов #FE(254dec) и встроенного системного порта, адрес которого немного совпадает с #1F(3dec). БМК имеет соответствующие выходы (/SSRD) для выбора этих портов. Порт #FE вообще полностью выполнен внутри БМК. Посему, чтобы не ставить дополнительные микросхемы для дешифрации портов было решено воспользоваться имеющимися портами.

    Порт #FE(254dec) используется несколько нестандартно. В Спектруме это порт клавиатуры. В приставке он используется как порт второго джойстика. Соответственно все игры для приставки адаптированы, чтобы исключить использование клавиатуры в них.

  • Порт бордюра/звука
  • Порт #FE(254dec) используется на запись стандартно как в ZX-Spectrum за исключением того, что сигнал с бита, отвечающего за вывод на ленту, никуда не подключен.

    Порт дешифрируется только биту A0=0. Поэтому запись в любые чётные порты вызовет срабатывание порта #FE.

    Обратите внимание! Из неиспользуемых (несуществующих) портов будет читаться не #FFКак это сделано в большинстве клонов ZX-Spectrum , а совершенно "левые" значения. В основном чередуются #00 и #FF. Что-то похожее можно наблюдать на тех клонах, в которых реализован так называемый порт #FF , когда из любого несуществующего порта читаются атрибуты отображаемого в данный момент знакоместа. Однако в случае с "Эльфом" возвращаемые значения не очень похожи на значения атрибутов. По крайней мере тесты не находят в "Эльфе" порт #FF.

    ПЗУ

    ПЗУ приставки может иметь минимальный объём 32К. В одном банке должен находиться BASIC-48 (многие игры без него просто не будут работать), а второй банк содержит стартовое меню. Плата приставки сделана таким образом, чтобы без доработок устанавливать любое ПЗУ - 27C256, 27C512 или 27C010.

    В ПЗУ приставки 0-й банк всегда содержит стартовое меню, а в банке #01 расположен бейсик-48.

    Банки встроенного ПЗУ будут повторяться при выборе номера банка, большего чем имеется в ПЗУ. Т.е. для ПЗУ приставки объёмом 8 банков (27C010) содержимое ПЗУ будет повторяться каждые 8 банков: #00-#07, #08-#0F и так далее до банка #3F включительно.

    Для картриджей с ПЗУ дело обстоит несколько иначе. Пока что для примера приведу как будет в картридже "Эльф-2". В нём дешифрация банков сделана с расчётом на 8 микросхем ПЗУ по 8 банков, хотя реально используется только 8 банков. Таким образом в банках #80-#87 будет ПЗУ картриджа, в остальных банках #88-#BF будет содержаться #FF.

    Для картриджей "Эльф-1" и "Эльф-2" в банках #80-#8F будет содержаться ПЗУ картриджа, в остальных банках #90-#BF будет содержаться значение #FF.

    Эмуляция приставки "Эльф"

    На основе данных раздела "" было написано дополнение к эмулятору Emu (автор Целиков Дмитрий). Теперь всем можно поиграть в игры для приставки, даже не имея её у себя на столе:

     

    Схемы и прочие вкусности

    Документация:
    Схема приставки "Эльф" (редакция от 9.11.2015)Внимание! Схему составлял я сам, схема неполная - есть только цифровая часть схемы без SECAM-кодера и ВЧ-модулятора. Этого вполне достаточно для понимания принципов работы приставки. Оставшуюся часть схемы я составлять не намерен из-за сложности прозвонки соединений
    Монтажный чертёж платы приставки "Эльф" (редакция от 10.11.2015)Чертёж неполный - есть только цифровая часть схемы без SECAM-кодера и ВЧ-модулятора.