Основные подходы к разработке по. Технологические подходы к разработке ПО. Экономическая теория для менеджеров

При рассмотрении технологии разработки ПО необходимо использовать системный подход, который предполагает рассмотрение не каких-то отдельных аспектов проблемы разработки ПО, а проблемы в целом. Системный подход реализуется в пространстве и во времени.

Системный подход во времени рассматривает последовательность этапов создания ПО от момента формирования неудовлетворенной потребности в ПО до момента её разрешения и сопровождения в эксплуатации полученного программного продукта.

Системный подход в "пространстве" предусматривает рассмотрение разрабатываемого ПО, как части системы. При этом на базе изучения информационных потребностей системы, в которую будет входить разрабатываемое ПО, формулируются цели и набор функций ПО, анализируются прототипы программных средств. Формируются и документируются требования к ПО.

Современная технология разработки ПО рассматривает программирование, как один из этапов разработки в цепи последовательных этапов цикла разработки. Все эти этапы объединяются понятием жизненный цикл ПО и должны быть поддержаны соответствующими инструментальными программными и аппаратными средствами.

В соответствии с международным стандартом ISO/IEC 12207 «информационные технологии – Процессы жизненного цикла ПО» процесс разработки ПО содержит следующие этапы жизненного цикла ПО:

1) анализ системных требований и области применения;

2) проектирование архитектуры системы;

3) анализ требований к ПО(спецификации, внешние интерфейсы,);

4) проектирование архитектуры ПО;

5) детальное проектирование каждой единицы ПО;

6) кодирование ПО (программирование)

7) тестирование единиц ПО;

8) интеграция (объединение ПО) и тестирование совокупности единиц ПО;

9) квалификационные испытания ПО (комплексное тестирование);

10) интеграция системы единицы структуры ПО должны быть объединены с единицами аппаратных средств;

11) квалификационные испытания системы;

12) установка ПО.

Таким образом, процесс разработки ПО имеет свое начало от системы, где это ПО будет использовано и завершается опять в системе.

После этапов разработки в жизненном цикле ПО следует этап эксплуатации ПО и сопровождения при эксплуатации. Иногда перечень этапов жизненного цикла ПО приводится с некоторыми обобщениями (укрупнениями) приведенных 12 этапов. Например, этапы проектирования системы и определение требований к ПО, проектирования программного комплекса, проектирования алгоритмов ПО, программирования (кодирования), автономной отладки ПО, комплексной отладки ПО, эксплуатации ПО.

Пренебрежения этапами проектирования ПО, стремление сразу начать программирование без достаточной проработки алгоритмов и вопросов взаимодействия структурных единиц ПО часто приводит к хаотическому процессу разработки ПО с малыми шансами на успех.

Спиральная модель жизненного цикла ПО. «Тяжелые и облегченные» (быстрые) технологии разработки ПО

Рассмотренная модель жизненного цикла (ЖЦ) относится к модели каскадного типа. Этот тип модели ЖЦ хорош для ПО, для которого в самом начале разработки возможно полно и точно сформулировать все требования к ПО.

Схема спирального ЖЦ ПО. Однако, реальный процесс создания ПО не всегда укладывается в такую жесткую схему и часто возникает потребность возврата предыдущим этапам с уточнением или пересмотром принятых решений.

Для ПО также как и для других сложных систем, первоначальные требования к которым недостаточно полны, характерен итеративный процесс разработки. При этом для некоторых типов ПО даже желательно переходить к следующему этапу как можно быстрее. При этом неизбежные при такой поспешной работе недостатки устраняются на следующей итерации или остаются на всегда.

Главная задача как можно быстрее достичь работоспособного ПО, активизируя тем самым процесс уточнения и дополнения требований. Это так называемая спиральная модель ЖЦ ПО.

На каждом витке спирали выполняется создание версии продукта, уточняются требования к ПО и планируются работы следующего витка. Спиральная модель ЖЦ ПО отражает объективно существующий процесс итеративной разработки ПО (рис. 8.2).

Считается, что спиральная схема ЖЦ ПО предназначена не столько для торопливых разработчиков, сколько для ПО, некачественные первые версии которого допустимы по функциональному назначению ПО.

Существует направление «Быстрых технологий» разработки ПО (Agile Software Development), дающее идеологическое обоснование взглядам, связанным с спиральной моделью ЖЦ. Эти технологии базируются на четырех идеях:

Интерактивное взаимодействие индивидуумов важнее формальных процедур и инструментов,

Работающее ПО важнее наличия документации на него,

Сотрудничество с заказчиком важнее формальных договоров,

Быстрое реагирование на внешние изменения важнее строгого следования намеченным планам.


Рис. 8.2 - Схема спирального ЖЦ ПО

Иными словами, быстрые технологии направлены на замену формальных и трудоемких документированных процедур взаимодействия при разработке на интерактивные, что возможно при малых размерах проекта, подобранных качеств сотрудников, размещения разработчиков и заказчиков «в одной комнате» и для разработки ПО некритических систем.

Правильность этих принципов в определенной мере, когда разработку ПО ведет небольшое количество квалифицированных и преданных делу «фанатов») для разработки некоторых видов ПО оспаривать трудно. Однако, Agile технологии и это признают их идеологи применимы в программных проектах определенного класса и масштаба, так же, как и вообще спиральная модель ЖЦ, а именно там, где ошибки ПО приводят к некоторым неудобствам либо потерям возместимых средств.

Там, где неверно работающее ПО приводит к угрозе человеческой жизни либо к большим материальным потерям должны использоваться полновесные продуманные технологии, обеспечивающие надежность программного продукта.

С увеличением масштаба программного проекта- увеличением количества участвующих в нем людей потребность в жесткой технологии разработки, составляющих каскадный ЖЦ ПО, возрастает. Здесь необходима документация, так как в любой момент возможна потеря любого из разработчиков, необходима формализация межпрограммных связей, управление изменениями ПО и т. п. Не даром в стандарты разработки ПО заведена именно каскадная модель жизненного цикла. При этом она также позволяет реализовать итеративный процесс разработки за счет предусмотренной этапности проектирования СТС и ПО для них.

Для очень больших программных проектов (коллектив разработчиков более 100) технология разработки является ключевым фактором, влияющим не только на качество ПО, но и на саму возможность его создания.

«Тяжелые и облегченные» технологии разработки ПО. Разработчики многих видов ПО считают каскадную модель жизненного цикла слишком регламентированной, слишком документированной и тяжелой и поэтому нерациональной. Существует направление «Быстрых технологий» (легких технологий) разработки ПО (Agile Software Development), дающее идеологическое обоснование этим взглядам. Эти технологии базируются на четырех идеях:

1. интерактивное взаимодействие индивидуумов важнее формальных процедур и инструментов,

2. работающее ПО важнее наличия документации на него,

3. сотрудничество с заказчиком важнее формальных договоров с ним,

4. быстрое реагирование на внешние изменения важнее строгого следования намеченным планам.

Правильность этих принципов кроме третьего в определенной мере (разработку ПО ведет небольшое количество квалифицированных программистов - «фанатов», не нуждающихся в контроле и дополнительной мотивации) для разработки ПО оспаривать трудно. Однако, Agile технологии и это признают их идеологи применимы в программных проектах определенного класса и масштаба, так же как и вообще спиральная модель ЖЦ, а именно там, где ошибки ПО приводят к некоторым неудобствам либо потерям возместимых средств и там где требования к ПО постоянно меняются, так как были заранее плохо определены, и требуется быстрая адаптация к этим изменениям.

Быстрые технологии – попытки достичь компромисса между строгой дисциплиной разработки и полным её отсутствием во имя уменьшения потока бумаг, сопровождающих разработку.Быстрые технологии не могут обеспечить высокую надежность программного продукта именно из-за минимизации бумаг, юридически подтверждающих ответственность разработчика.

Примером Agile технологий является «Экстремальное программирование» (ХР). Итерации в ХР очень короткие и состоят из четырех операций: кодирования, тестирования, выслушивание заказчика, проектирование. Принципы ХР – минимальность, простота, участие заказчика, короткий цикл, тесные взаимодействия разработчиков – они должны сидеть в одной комнате, ежедневных оперативных совещаний совместно с заказчиком представляются разумными и давно применяются не только в быстрых технологиях, но в ХР они доведены до экстремальных значений.

Анализ множества программных проектов показал, что облегченные технологии, проповедующие принципы самоорганизации, акцентирующие использование индивидуальных способностей разработчиков, короткие итерации разработки в спиральной модели, ХР, SCRUM распространены и часто также приводят к успеху, максимально используя особенности работы в малых коллективах.

Там, где неверно работающее ПО приводит к угрозе человеческой жизни либо к большим материальным потерям должны использоваться упорядоченные, полностью продуманные и прогнозируемые формализованные «тяжелые» технологии, обеспечивающие надежность программного продукта даже в случае разработчиков средней квалификации.С увеличением масштаба программного проекта - увеличением количества участвующих в нем людей потребность в жесткой и формальной технологии разработки, фиксирующей ответственность каждого участника разработки, составляющих каскадный ЖЦ ПО, возрастает. Не даром в стандарты разработки ПО заведена именно каскадная модель жизненного цикла.

В больших коллективах разработчиков проблема управления – выходит на передний план.

Для очень больших программных проектов вопросы упорядоченной скоординированной разработки: структурирования, интеграции, обеспечения правильного взаимодействия программ, организации правильного и скоординированного проведения неизбежных изменений являются ключевымии влияют на саму возможность их создания.

В малых проектах ПО алгоритмические изыски, влияние отдельных талантливых личностей играют определяющую роль, тогда как в больших проектах эти факторы нивелируются и не оказывают определяющего влияния на ход разработки.

Разработчики ПО, обладающие средними возможностями, а таких большинство, и соблюдающие технологическую дисциплину в рамках правильной технологии, должны разрабатывать ПО требуемого качества. «Поддерживай порядок и он поддержит тебя».

Модели разработки ПО Водопадная Каскадная модель Спиральная Экстремальное программирование UI Prototyping Инкрементальная W-Model Testing Унифицированный процесс разработки программного обеспечения (USDP) Методология MSF

Водопадная модель Анализ требований Составляется спецификация продукта Проектирование Составляется архитектура продукта Реализация Разработка исходного кода Интеграция отдельных частей исходного кода Тестирование и устранение дефектов

Экстремальное программирование Анализ исходных требований Проектирование Интеграция Реализация Тестирование Новые требования Анализ/Утвержде ние/модификация плана разработки Выпуск продукта

UI Prototyping Выпуск продукта Разработка ПО с учетом изменений Уточнение требований и спецификации Изменение прототипа и доработка некоторой функциональности Базовая функциональность Прототип интерфейса Предварительная спецификация

Инкрементальная разработка Итерация 1 Итерация 2 …. Анализ требований Проектирование Реализация Компонентное тестирование Интеграция Тестирование единого целого Итерация N

Унифицированный процесс разработки программного обеспечения (USDP) Ø Модель вариантов использования, описывает случаи, в которых приложение будет использоваться. Ø Аналитическая модель описывает базовые классы для приложения. Ø Модель проектирования описывает связи и отношения между классами и выделенными объектами Ø Модель развертывания описывает распределение программного обеспечения по компьютерам. Ø Модель реализации описывает внутреннюю организацию программного кода. Ø Модель тестирования состоит из тестирующих компонентов, тестовых процедур и различных вариантов тестирования

Унифицированный процесс разработки программного обеспечения (USDP) Сбор требований Итер 1…. Итер N Проектирование Итер 1…. Итер N Реализация Итер 1…. Итер N Конструирование Итер 1…. Итер N Тестирование Итер 1…. Итер N

Типичные компоненты архитектуры программного продукта и типичные требования к ПО Ø Ø Ø Ø Организация программы Основные классы системы Организация данных Бизнес–правила Пользовательский интерфейс Управление ресурсами Безопасность Производительность Масштабируемость Взаимодействие с другими системами (интеграция) Интернационализация, локализация Ввод-вывод данных Обработка ошибок

Типичные компоненты архитектуры программного продукта и типичные требования к ПО Отказоустойчивость – совокупность свойств системы, повышающая ее надежность путем обнаружения ошибок, восстановления и локализации плохих последствий для системы. При разработке любой реальной системы для обеспечения отказоустойчивости необходимо предусматривать всевозможные ситуации, которые могут привести к сбою системы и разработать механизмы обработки сбоев. Надежность – способность системы противостоять различным отказам и сбоям. Отказ – это переход системы в результате ошибки в полностью неработоспособное состояние. Сбой – ошибка в работе системы, которая не приводит к выходу системы из строя. Чем меньше отказов и сбоев за какой-то определенный интервал времени, тем система считается надежнее.

Типичные компоненты архитектуры программного продукта и типичные требования к ПО Кривая надежности N t 1 t Чем дальше, тем тяжелее будет найти ошибку. Чем сложнее система, тем больше вероятность отказов и сбоев.

Типичные компоненты архитектуры программного продукта и типичные требования к ПО Ø Возможности реализации разрабатываемой архитектуры. Ø Избыточная функциональность. Ø Принятие решение о приобретении готовых компонент ПО. Ø Стратегия изменений.

Контрольный список вопросов, который позволяет сделать вывод о качестве архитектуры: Ø Ясно ли описана общая организация программы; Ø Ø Ø включает ли спецификация обзор архитектуры и ее обоснование. Адекватно ли определены основные компоненты программы, их области ответственности и взаимодействие с другими компонентами. Все ли функции, указанные в спецификации требований, реализованы разумным количеством компонентов системы. Приведено ли описание самых важных классов и их обоснование. Приведено ли описание организации БД. Определены ли все бизнес правила. Описано ли их влияние на систему.

Контрольный список вопросов, который позволяет сделать вывод о качестве архитектуры: ØОписана ли стратегия проектирования пользовательского интерфейса. ØСделан ли пользовательский интерфейс модульным, чтобы его изменения не влияли на оставшуюся часть системы. ØПриведено ли описание стратегии ввода-вывода данных. ØПроведен ли анализ производительности системы, которая будет реализовываться с использованием данной архитектуры. ØПроведен ли анализ надежности проектируемой системы. ØПроведен ли анализ вопросов масштабируемости и расширяемости системы.

Рефакторинг ПО Рефакторинг предполагает адаптацию программного обеспечения к новому аппаратному обеспечению и к новым ОС, новым средствам разработки, новым требованиям, а также архитектуре и функциональности ПО. Это изменение внутренней структуры ПО без изменения его внешнего поведения, призванное обеспечить модификацию ПО. Разумные причины проведения рефакторинга: Код повторяется; реализация метода слишком велика; слишком большая вложенность циклов, или же сам цикл очень большой; класс имеет плохую связность (свойства и методы класса должны описывать только 1 объект); интерфейс класса не формирует согласованную абстракцию; метод принимает слишком много параметров. Необходимо стараться, чтобы количество параметров было разумно минимальным; отдельные части класса изменяются независимо от других частей класса;

Рефакторинг ПО при изменении программы требуется параллельное изменение нескольких классов. При возникновении такой ситуации необходимо провести реорганизацию классов с целью минимизации в будущем мест возможных изменений; приходиться параллельно изменять несколько иерархий наследования; приходиться изменять несколько блоков case. Необходимо провести модификацию программы таким образом, чтобы сделать реализацию блока case, а вызывать ее в нужном количестве раз в программе; родственные элементы данных, используемые вместе, не организованы в классы. Если вы неоднократно используете один и тот же набор элементов данных, то целесообразно рассмотреть объединение этих данных и выполняемые над ними операции поместить в отдельный класс;

Рефакторинг ПО метод использует больше элементов другого класса, чем собственного. Это означает, что метод нужно переместить в другой класс и вызывать его из старого; элементарный тип данных перегружен. Для описания сущности реального мира лучше использовать какойлибо класс, чем перегружать какой-либо существующий тип данных; класс имеет слишком ограниченную функциональность. Лучше от этого класса избавиться, перенеся его функциональность в другой класс; по цепи методов передаются «бродячие» данные. Данные, передаваемые в метод только для того, чтобы он их передал другому методу, называются «бродячими» . При возникновении таких ситуаций постарайтесь изменить архитектуру классов и методов, чтобы от них избавиться.

Рефакторинг ПО объект-посредник ничего не делает. Если роль класса сводится к перенаправлению вызовов методов в другие классы, то лучше всего такой объект-посредник устранить и выполнять вызовы других классов непосредственно; один класс слишком много знает о другом классе. В этой ситуации необходимо сделать инкапсуляцию более строгой, чтобы обеспечить минимальное знание наследника о своем родителе; метод имеет неудачное имя; данные-члены являются открытыми. Это стирает грань между интерфейсом и реализацией, неизбежно нарушает инкапсуляцию, и ограничивает гибкость программы; размещать комментарии в исходном коде;

Рефакторинг ПО подкласс использует только малую долю методов своих предков. Такая ситуация возникает тогда, когда новый класс создается только лишь для наследования нескольких методов из базового класса, а не для того, чтобы описать какую-либо новую сущность. Для того, чтобы этого избежать, необходимо преобразовать базовый класс, таким образом, чтобы он давал доступ новому классу только к необходимым ему методам; код содержит глобальные переменные. Глобальными должны быть только те переменные, которые в действительности используются всей программной. Все остальные переменные должны быть либо локальными, либо должны стать свойствами каких-либо объектов; программа содержит код, который может когда-нибудь понадобиться. При разработке системы целесообразно предусмотреть места, куда в будущем может быть добавлен исходный код.

Сейчас в программной инженерии е два основных подхода к разработке ПО ИС, принципиальное различие между которыми обусловлено разными способами декомпозиции систем: функционально-модульный (структурный) подход, в основу которого положен принцип функциональной декомпозиции, при которой структура системы описывается в терминах иерархии ее функций и передачи информации между отдельными функциональными элементами, и объектно ориентированный подход, что использует объектную декомпозицию, описывает структуру ИС в терминах объектов и связей между ними, а поведение системы - в терминах обмена сообщениями между объектами.

Итак, сущность структурного подхода к разработке ПО ИС заключается в ее декомпозиции на автоматизированные функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые в свою очередь делятся на подфункции, они - на задачи и так до конкретных процедур. При этом ИС сохраняет целостность представления, где все составляющие взаимосвязаны. При разработке системы "снизу вверх", от отдельных задач ко всей системе, целостность теряется, возникают проблемы при описании информационного взаимодействия отдельных компонентов.

Базовыми принципами структурного подхода являются:

o принцип "разделяй и властвуй";

o принцип иерархического упорядочения - принцип организации составных системы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне. Выделение двух базовых принципов не означает, что остальные принципы второстепенные, поскольку игнорирование любого из них может привести к непредсказуемым последствиям.

Основными из этих принципов являются:

o абстрагирование - выделение существенных аспектов системы;

o непротиворечивости - обоснованность и согласованность элементов системы;

o структурирование данных - данные должны быть структуро-ване и иерархически организованы.

Методические основы технологий создания программного обеспечения

Визуальное моделирование. Моделью ПО в общем случае называют формализованное описание системы ПО на определенном уровне абстракции. Каждая модель определяет конкретный аспект системы, использует набор диаграмм и документов заданного формата, а также отражает мысли и является объектом деятельности различных людей с конкретными интересами, ролями или задачами.

Графические (визуальные) модели являются средствами для визуализации, описания, проектирования и документирования архитектуры системы. Состав моделей, используемых в каждом конкретном проекте, и степень их детальности в общем случае зависят от следующих факторов:

o трудностей проектируемой системы;

o необходимой полноты ее описания;

o знаний и навыков участников проекта;

o времени, отведенного на проектирование.

Визуальное моделирование очень повлияло на развитие CASE-средств в частности. Понятие CASE (Computer Aided Software Engineering) используется в широком смысле. Первоначальное значение этого понятия, ограничено только задачами автоматизации разработки ПО, в настоящее время приобрело новый смысл, охватывающий большинство процессов жизненного цикла ПО.

CASE-технология представляет собой совокупность методов проектирования ПО, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех стадиях разработки и сопровождения ПО и разрабатывать применение в соответствии с информационными потребностями пользователей. Большинство существующих CASE-средств основано на методах структурного или объектно-ориентированного анализа и проектирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания внешних требований, связей между моделями системы, динамики поведения системы и архитектуры программных средств.

Информатика, кибернетика и программирование

Итерация N Унифицированный процесс разработки программного обеспечения USDP Модель вариантов использования описывает случаи в которых приложение будет использоваться. Аналитическая модель описывает базовые классы для приложения. Модель проектирования описывает связи и отношения между классами и выделенными объектами Модель развертывания описывает распределение программного обеспечения по компьютерам.

Занятие №20
Общие принципы и подходы к разработке ПО

Модели разработки ПО

  1. Водопадная
  2. Каскадная модель
  3. Спиральная
  4. Экстремальное программирование
  5. Инкрементальная
  6. Методология MSF

Водопадная модель

Спиральная модель

Инкрементальная разработка

Анализ требований

Проектирование

Реализация

Компонентное

тестирование

Интеграция

Тестирование

единого целого

Итерация 1 Итерация 2 …. Итерация N

Унифицированный процесс разработки программного обеспечения (USDP)

  1. Модель вариантов использования, описывает случаи, в которых приложение будет использоваться.
  2. Аналитическая модель описывает базовые классы для приложения.
  3. Модель проектирования описывает связи и отношения между классами и выделенными объектами
  4. Модель развертывания описывает распределение программного обеспечения по компьютерам.
  5. Модель реализации описывает внутреннюю организацию программного кода.
  6. Модель тестирования состоит из тестирующих компонентов, тестовых процедур и различных вариантов тестирования

Методология MSF

Типичные компоненты архитектуры программного продукта и типичные требования к ПО

Отказоустойчивость – совокупность свойств системы, повышающая ее надежность путем обнаружения ошибок, восстановления и локализации плохих последствий для системы. При разработке любой реальной системы для обеспечения отказоустойчивости необходимо предусматривать всевозможные ситуации, которые могут привести к сбою системы и разработать механизмы обработки сбоев.

Надежность – способность системы противостоять различным отказам и сбоям.

Отказ – это переход системы в результате ошибки в полностью неработоспособное состояние.

Сбой – ошибка в работе системы, которая не приводит к выходу системы из строя.

Чем меньше отказов и сбоев за какой-то определенный интервал времени, тем система считается надежнее.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57355. Многообразие органических соединений, их классификация. Органические вещества живой природы 48.5 KB
Многообразие органических соединений определяется уникальной способностью атомов углерода соединяться друг с другом простыми и кратными связями образовывать соединения с практически неограниченным числом атомов связанных в цепи циклы бициклы трициклы полициклы каркасы и др.
57359. Обработка словесных информационных моделей 291 KB
Основные понятия: модель; информационная модель; словесная информационная модель; аннотация; конспект. Конспект Конспект от лат. Создайте конспект к 2. Сохраните документ в собственной папке под именем Конспект.
57361. Число і цифра 3. Порівняння чисел у межах 3. Написання цифри 3. Порівняння довжини й товщини предметів 35.5 KB
Скільки всього тварин Хто стоїть першим Хто стоїть останнім Хто стоїть під номером 1 Хто стоїть під номером 2 Назвіть сусідів їжачка. Хто сусід праворуч білочки Хто сусід ліворуч жирафа Хто є найвищим Хто є найнижчим Хто стоїть посеред тварин Гра Покажи не помились.

1. Назначение технологии программирования. История развития технологии программирования. Типы программных проектов. Составные части технологии программирования. Проект, продукт, процесс и персонал

2. Жизненный цикл программы. Циклический характер разработки. Основные понятия технологии программирования. Процессы и модели. Фазы и витки. Вехи и артефакты. Заинтересованные лица и работники.

3. Выявление и анализ требований. Требования к программному обеспечению . Схема разработки требований. Управление требованиями.

4. Архитектурное и детальное проектирование. Реализация и кодирование. Тестирование и верификация . Процесс контроля качества. Методы «белого ящика» и «чёрного ящика». Инспектирование и обзоры. Цели тестирования. Верификация, валидация и системное тестирование. Сопровождение и продолжающаяся разработка.

5. Модели процесса разработки. Водопадные и конвейерные модели. Спиральные и инкрементные модели. Гибкие модели процесса разработки.

6. Конструирование модели процесса. Выявление требований к процессу. Используемые фазы, вехи и артефакты. Выбор архитектуры процесса. Порядок проведения типового проекта . Документированные процедуры.

7. Модели команды разработчиков. Коллективный характер разработки. Оптимальный размер команды. Подчиненность участников проекта. Развитие команды и развитие персонала. Специализация, кооперация и взаимодействие.

8. Модели команды разработчиков. Иерархическая модель команды. Метод хирургической бригады. Модель команды равных.

9. Природа программирования. Наука программирования. Искусство программирования. Ремесло программирования. Парадигмы программирования. Структурное программирование. Логическое программирование. Объектно-ориентированное программирование.

10. Программная архитектура. Событийное управление. Архитектура клиент/сервер. Службы. Трёхслойная архитектура. Проектирование программ. Концептуальное проектирование. Логическое проектирование. Детальное проектирование.

1. Новиков подходы к разработке ПО» http://window. /window_catalog/files/r60368/itmo307.pdf.

2. Экстремальное программирование. – Спб.: Питер, 2002.

3. Технология разработки программного обеспечения. – СПб. : Питер, 2004.

4. Брукс-мл. проектируются и создаются программные комплексы. М.: Наука, 1975; новое издание перевода: Мифический человеко-месяц. СПб.: СИМВОЛ+, 1999.

5. Алгоритмы + структуры данных = программы. М., Мир, 1978.

6. Систематическое программирование. Введение. М.: Мир, 1977.

7. Структурное программирование. М.: Мир, 1975.

8. Дисциплина программирования. М.: Мир, 1978.

9. Технологии разработки программного обеспечения. – СПб.: Питер, 2002.

10. Терехов программирования. М.: БИНОМ, 2006.

11. Рамбо Дж. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. СПб: Питер, 2002.

Экономическая теория для менеджеров

Основные микроэкономические теории. Примеры применения в анализе экономических процессов. Основные макроэкономические теории. Примеры применения в анализе экономических процессов. Принципы и методы управления экономическими процессами. Инструментарий оценки уровня развития экономических процессов Проблемы расширенного воспроизводства. Факторы экономического роста российской экономики. Критерии и индикаторы устойчивого развития. Сглаживание циклических колебаний. Роль мультипликатора и акселератора в оценке темпов развития экономики. Производственные функции в экономике. Примеры применения в анализе экономических процессов. Прибыль. Расчет показателей, влияющих на прибыль, графическое изображение точки безубыточности . Методология реализации инвестиционной политики.

Курс экономической теории : учебник для вузов / Под ред. . –Киров: «АСА», 2004. Колемаев -математическое моделирование. Моделирование макроэкономических процессов и систем: учебник. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Бажин кибернетика. Харьков: Консул, 2004. Леушин практикум по методам математического моделирования: учебное пособие . Нижегородский гос. техн. унив.- Н. Новород, 2007. Политикам об экономике: Лекции нобелевских лауреатов по экономике. М.: Современная экономика и право, 2005. Черемных. Продвинутый уровень: Учебник.-М.:ИНФРА-М, 2008. Эволюция институтов миниэкономики. Институт экономики УРО РАН,- М.: Наука, 2007.

Технологии разработки и принятия управленческих решений [ Н]

Принятие решений как основа деятельности менеджера. Введение в теорию принятия решений. Основные понятия теории принятия решений. Модели управления бизнесом и их влияние на принятие решений. Различные способы классификации решений. Классификации: по степени формальности, по степени рутинности, по периодичности, по срочности, по степени достижения целей, по способу выбора альтернативы. Основные методы принятия решений. Волевые методы принятия решений. Цели принятия решений. Время при поиске решений. Основные ошибки Математические методы принятия решений. Математические аспекты теории принятия решений. Исследование операций. Математический подход к принятию решений. Дерево решений. Модели разработки и принятия решений. Теория игр. Математические методы принятия решений. Математические аспекты теории принятия решений. Модели теории очередей. Модели управления запасами. Модель линейного программирования. Транспортные задачи. Имитационное моделирование. Сетевой анализ. Экономический анализ. Ограниченность рациональных моделей. Особенности разработки и принятия решений в группе. Метод определения групповой сплоченности на основе степени связности множеств. Методики принятия коллективного решения. Метод консенсуса. Методы голосования. Творческие методы принятия решений. Мозговой штурм. Конференция идей. Корабельный совет. Метод «Мысленных шляп» по де-Боно. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Идеальное конечное решение. Примеры задач и их решения при помощи ТРИЗ. Применение методов ТРИЗ при принятии уникальных и творческих решений. Методы разработки идей решений и их адаптация к ситуации. Модель дерева целей . Стратегия согласования интересов. Формирование решений по согласованию интересов. Методы определения интересов контрагентов . Системы поддержки принятия решений (экспертные системы). История создания систем принятия решений. Классификация систем принятия решений. Типовая структура экспертной системы. Способы представления знаний. Способы логического вывода. Применение экспертных систем на практике.

И. Теория принятия решений: учебник. - М.: Экзамен, 2006. - 573 с. И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. Учебное пособие. - М.: МарТ, 2005. - 496 с Г. Разработка управленческого решения - М.: Издательство «Дело», 2004 г. - 392 с. Г. Экспертные оценки и принятие решений.- М.: Патент, 1996. - 271 с. Таха // Введение в исследование операций = Operations Research: An Introduction. - 7-е изд. - М.: «Вильямс», 2007. - С. 549-594. Г. Тейл. Экономические прогнозы и принятие решений. М.: «Прогресс» 1970. К. Д. Льюис. Методы прогнозирования экономических показателей. М.: «Финансы и статистика» 1986. Г. С. Кильдишев, А. А. Френкель. Анализ временных рядов и прогнозирование. М.: «Статистика» 1973. О. Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и др. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М.: «Финансы и статистика» 1989. Эффективный менеджер. Книга 3. Принятие решений. – МИМ ЛИНК, 1999 Туревский и управление автотранспортным предприятием. - М.: Высшая школа, 2005. , ; под ред. . Системный анализ в управлении: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. , Тиньков: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006.

Моделирование бизнес-процессов в интегрированных системах менеджмента

По каким принципам выделяют бизнес-процессы? В чем заключается проблема целостного описания бизнес-процессов. Что такое система, какими свойствами она обладает? Роль системного анализа в моделировании бизнес-процессов? Процесс, как объект управления. Окружение процесса. Основные элементы бизнес-процесса. Достоинства и недостатки функционального и процессного менеджмента. Управленческий цикл PDCA. Этапы цикла управления процессами. Цикл PDCA и реализация требований стандарта ISO 9001:2008. Методология SADT (Structured Analysis and Design Technique – метод структурного анализа и проектирования). Сущность. Основные положения. Как представляется функциональная модель деятельности в методологии IDEF0? Что обозначают работы в диаграммах функциональной модели, как они отображаются по методологии IDEF0? Для чего предназначены стрелки в диаграммах функциональной модели, каковы их типы и виды? Методология DFD. Сущность. Основные компоненты диаграмм DFD. В чем особенности DFD-диаграмм, что в них описывается? В чем особенности объектов DFD-диаграмм? Что обозначают стрелки на диаграмме DFD? Методология IDEF3. Сущность. Средства документирования и моделирования. В чем особенности IDEF3-диаграмм, что в них описывается? В чем особенности объектов IDEF3-диаграмм? И стрелок? Классификация процессов. Типовые бизнес-процессы. Реинжиниринг и его технология. Когда целесообразно применять реинжиниринг при управлении компанией? Мониторинг и измерение процессов. Показатели процессов организации. Численная и рейтинговые оценки процессов.

"Моделирование бизнес-процессов с AllFusion Process Modeler (BPwin 4.1)Диалог-МИФИ" 2003 "Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite" изд. "Диалог-МИФИ" 2003 "Практика функционального моделирования с AllFusion Process Modeler 4.1. (BPwin) Где? Зачем? Как?" изд. "Диалог-МИФИ" 2004 Дубейковский моделирование с AllFusion Process Modeler (BPwin). изд. "Диалог-МИФИ" 2007 Д. Марка, К. МакГоуэн "Методология структурного анализа и проектирования SADT" 1993 г. классический труд по методологии SADT. Черемных анализ систем: IDEF-технологиис, Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии. Практикум. M.: Финансы и статистика, 2001. , “Структурные модели бизнеса: DFD-технологии” http://www. /Level4.asp? ItemId=5810 "Теория и практика реорганизации бизнес-процессов"2003/ P50.1.. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт России, 2000. http://www. IDEF0, IDEF3, DFD http://www. Моделирование бизнес-процессов средствами BPwin http://www. /department/se/devis/7/ IDEF0 в моделировании бизнес-процессов управления http:///content/view/21/27/ http://www. /dir/cat32/subj45/file1411/view1411.html http://www. http://www.

Оценка эффективности программных продуктов

1. Архитектура ИТ

2. Домены процессов управления.

3. Перечень процессов домена Планирование и Организация

4. Перечень процессов домена Приобретение и Внедрение

5. Перечень процессов домена Эксплуатация и Сопровождение

6. Перечень процессов домена Мониторинг и Оценка

7. Характеристика уровней модели зрелости процессов

9. KPI и KGI их взаимосвязь и назначение

1. 10.Общие меры контроля в ИТ и меры контроля приложений. Зоны ответственности и обязанности бизнеса и ИТ.

Cobit 4.1 российское издание.

Правовое регулирование создания и использования интеллектуальной собственности

1. Перечислите интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности и раскройте их содержание.

2. Перечислите виды договоров по распоряжению исключительным правом. Охарактеризуйте каждый из указанных договоров по распоряжению исключительным правом.

4. Охарактеризуйте основные положения правовой охраны Программы для ЭВМ как объекта авторского права .

5. Сравните основные положения правовой охраны Базы данных как объекта авторского права и как объекта смежных прав.

6. Охарактеризуйте условия патентоспособности объектов патентных прав: изобретений; полезных моделей; промышленных образцов.

7. Раскройте содержание критериев патентоспособности изобретения: новизна; изобретательский уровень; промышленная применимость.

8. Охарактеризуйте условия и порядок получения патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, а также условия, обеспечивающие действие патентов, и сроки их действия.

9. Дайте определение «ноу-хау» и перечислите условия, при создании которых возникает и осуществляется правовая охрана секретов производства.

10. Перечислите охраняемые средства индивидуализации и дайте их сравнительную характеристику.

1. , Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации, учебник // М, Проспект, 2007 г.

2. , Право интеллектуальной собственности, учебное пособие // М, РИОР, 2009 г.

Управление проектами и разработкой ПО [ И]

Что такое методология, зачем она нужна. Общая структура методологии, основные элементы методологии. Принципы конструирования собственной методологии. Примеры различных артефактов, ролей, компетенций, граничных условий. Структура методологии по Коуберну, метрики методологии. Критерии проекта по Коуберну. Критерии выбора методологии, матрица Коуберна. Жизненный цикл проекта. Водопадная и итерационные модели жизненного цикла. Границы применимости для водопадной и итерационной моделей. RUP как пример итерационной методологии. Основные концепции RUP, границы применимости. Роль человека в разработке ПО. Гибкие методологии, основные принципы гибких методологий. Причина возникновения гибких методологий. Scrum как пример гибкой методологии. Роли, артефакты, деятельности в Scrum. Границы применимости Scrum. Экстремальное программирование (XP) Идеи, ценности, основные практики, границы применимости. Сходства и различия между Scrum и XP. Сбор и управление требованиями. Основные практики, термины, принципы. Подходы к документированию проекта и продукта, основные виды документов. Примеры практик по управлению требованиями из рассмотренных в курсе методологий. Планирование разработки ПО. Типы планов, управление риском, популярные риски. Примеры практик по планированию разработки из рассмотренных в курсе методологий. Тестирование при разработке ПО. Понятие сборки (билда) программного продукта. Основные методы тестирования, термины. Примеры практик по тестированию из рассмотренных в курсе методологий. Понятие сборки (билда), способы хранения кода, инструменты. Два принципа организации работы с системой контроля версий. Особенности процесса выпуска/выкладки продукта для разных категорий продуктов, примеры практик. Современные концепции архитектуры ПО, многоуровневые архитектуры, критерии архитектуры. Список необходимых решений при проектировании ПО, подходы к выбору системы хранения данных.

Кент Бек - Экстремальное программирование Фредерик Брукс - Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы. Том де Марко - Deadline. Роман об управлении проектами. Том де Марко, Тимоти Листер - Вальсируя с медведями. Том де Марко, Тимоти Листер - Человеческий фактор_ успешные проекты и команды. Алистер Коуберн - Каждому проекту своя методология. Алистер Коуберн - Люди как нелинейные и наиболее важные компоненты в создании программного обеспечения. Андрий Орлов - Записки автоматизатора. Профессиональная исповедь. Филипп Крачтен - Введение в Rational Unified Process. Хенрик Книберг - Scrum и XP: заметки с передовой. Презентации лекций по курсу