Гиа икт. Сдаем экзамен. Сделаем условия в обратном порядке
Демоверсия ОГЭ по информатике 2018 год + ответы и критерии
Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ 2018 по информатике
ОГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям состоит из 2-х частей: письменная и практическая (выполнение заданий на компьютере).
Число рабочих мест, оборудованных компьютером, должно соответствовать числу участников экзамена в аудитории.
Часть 2 КИМ выполняется на компьютере. Проверяемым результатом выполнения задания части 2 является файл.
Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл.
На компьютере должны быть установлены знакомые обучающимся программы.
Задание 2 части дается в двух вариантах по выбору обучающегося:
Первый вариант задания предусматривает разработку алгоритма для исполнителя «Робот» (рекомендуется использование учебной среды исполнителя «Робот». В качестве такой среды может использоваться, например, учебная среда разработки «Кумир», разработанная в НИИСИ РАН (http://www.niisi.ru/kumir), или любая другая среда, позволяющая моделировать исполнителя «Робот». В случае если синтаксис команд исполнителя в используемой среде отличается от того, который дан в задании, допускается внесение изменений в текст задания в части описания исполнителя «Робот». При отсутствии учебной среды исполнителя «Робот» решение задания записывается в простом текстовом редакторе);
Второй вариант задания предусматривает запись алгоритма на изучаемом языке программирования (если изучение темы «Алгоритмизация» проводится с использованием языка программирования). В этом случае для выполнения задания необходима система программирования, используемая при обучении.
Выполнением каждого задания части 2 является отдельный файл, подготовленный в соответствующей программе (текстовом редакторе или электронной таблице). Участники экзамена сохраняют данные файлы в каталоге под именами, указанными организаторами экзамена (техническим специалистом).
В Бланки ответов (после выполнения работы на компьютере) вписываются наименования файлов с выполненными заданиями, включающими в себя уникальный номер (номер КИМ).
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 22 балла.
Результаты экзамена ОГЭ по информатике в 9 классе могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 15 баллам.
ОГЭ по информатике – один из экзаменов, который сдается по выбору школьника. Для поступления в 10-й класс после 9-го требуется выбрать 2 предмета на свой вкус и 2 дисциплины являются обязательными. Информатику выбирают те, кто поступает в класс определенной специализации, планирует поступление в колледж или техникум, где нужен этот предмет. Также многие выбирают информатику, поскольку она кажется наиболее простым вариантом. Если вы владеете компьютером, и не выбрали предмет для сдачи, на информатику стоит обратить внимание.
Экзамен делится на две части – письменную и практическую, которая выполняется на компьютере.
- Первая часть включает 18 заданий (количество может меняться каждый год), уровень сложности – базовый. Цель – проверить теоретические знания учеников на соответствие нормам и стандартам программы. Основные темы и направленность заданий: перевод чисел из одной системы исчисления в другую, переводить единицы измерения, теоретические знания по всем темам курса. Если научиться выполнять подобные задания, запомнить особенности и алгоритм решения, проблем на экзамене не будет. Также в этой части имеются задания на программирование – для этого не требуются специфические знания и особые способности, достаточно выучить алгоритм.
- Вторая часть требует выполнить два задания на компьютере. Причем справляться нужно без помощи Интернета. Задания нацелены на проверку работы, например, в пакете Office или среде программирования. Первое задание, чаще всего, на навыки работы в Excel: найти сумму, использовать формулы и графики для демонстрации каких-либо значений. Программирование выполняется в среде Кумир, Питон, Паскаль. Ученик получает задание и выполняет его – в результате должен быть рабочий, несложный алгоритм.
Пройти курс и подготовиться к экзамену, имея базовые навыки, вполне возможно. Главное тренироваться в написании алгоритмов, изучать теорию, учиться выполнять тесты. В последнем поможет онлайн ресурс «Решу ОГЭ по информатике» – здесь собрано множество заданий разного уровня сложности, пройдя которые, ученик сможет без труда сдать экзамен на высокий балл.
Начать подготовку рекомендуется с ознакомления с , в которой указаны все темы, на которые стоит обратить внимание. Это поможет создать график и план подготовки. Четко поставленные цели и план действий, немного самодисциплины и можно освоить материал даже за полгода. Для освоения программирования можно воспользоваться помощью учителя, самостоятельно штудировать учебники, заниматься с репетитором – это вопрос выбора.
Наиболее сложной темой считается программирование – уделите ему больше времени. Но занятия при помощи специального ресурса сайт позволят в онлайн режиме получить опыт решения заданий разной сложности. Только умея использовать выученную информацию, можно сдать ОГЭ по информатике на высокую оценку.
1. Учебник по информатике, набранный на компьютере, содержит 256 страниц, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 60 символов. Для кодирования символов используется кодировка КОИ-8, при которой каждый символ кодируется 8 битами. Определите информационный объём учебника.
2) 200 Кбайт
3) 600 Кбайт
4) 1200 байт
Пояснение.
Найдем количество символов в статье:
256·40·60 = 2 8 · 5 · 15 · 2 5 = 75 · 2 13 .
Один символ кодируется одним байтом, 2 10 байт составляют 1 килобайт, поэтому информационный объем статьи составляет
75 · 8 · 2 10 байт = 600 Кб.
2. Текст рассказа набран на компьютере. Информационный объём получившегося файла 9 Кбайт. Текст занимает 6 страниц, на каждой странице одинаковое количество строк, в каждой строке 48 символов. Все символы представлены в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами. Определите, сколько строк помещается на каждой странице.
Пояснение.
Информационный объём файла V = 8PSC , где P - количество страниц, S -число строк, C - число символов в строке, множитель 8 - это информационный вес одного символа в битах. Откуда получаем:
S = V /(8PC )=9 · 2 10 · 2 3 /(8 · 6 · 48) = 32
На одной странице помещается 32 строки.
Правильный ответ указан под номером 3.
3. В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Определите размер следующего предложения в данной кодировке. Семь раз отмерь, один раз отрежь!
Пояснение.
В предложении 33 символа. Следовательно, размер предложения в кодировке Unicode составляет: 33 · 16 = 528 бит.
Правильный ответ указан под номером 4.
4. Для какого из приведённых имён ложно высказывание:
НЕ ((Первая буква согласная) И (Последняя буква гласная))?
Пояснение.
Преобразуем И в ИЛИ по правилам Де Моргана:
НЕ (Первая буква согласная) ИЛИ НЕ (Последняя буква гласная)
Запишем эквивалентное высказывание:
(Первая буква гласная) ИЛИ (Последняя буква согласная)
Логическое «ИЛИ» ложно только тогда, когда ложны оба высказывания. Проверим все варианты ответа.
1) Ложно, поскольку ложны оба высказывания: д - согласная и я - гласная.
2) Истинно, поскольку истинно второе высказывание: л - согласная.
3) Истинно, поскольку истинны оба высказывания: а - гласная и м - согласная.
4) Истинно, поскольку истинно первое высказывание: а - гласная.
5. Для какой из перечисленных ниже фамилий русских писателей и поэтов истинно высказывание:
НЕ (количество гласных букв чётно) И НЕ (первая буква согласная)?
1) Есенин
2) Одоевский
3) Толстой
Пояснение.
Логическое «И» истинно только тогда, когда истинны оба высказывания. Проверим все варианты ответа.
1) Есенин - истинно, поскольку истинны оба высказывания.
2) Одоевский - ложно, поскольку ложно высказывание «НЕ (количество гласных букв чётно)».
3) Толстой - ложно, поскольку ложно высказывание «НЕ (первая буква согласная)».
4) Фет - ложно, поскольку ложны оба высказывания.
Правильный ответ указан под номером 1.
6. Для какого из приведённых значений числа X истинно высказывание: (X < 5) И НЕ (X < 4)?
Пояснение.
Логическое «И» истинно только тогда, когда истинны оба высказывания. Запишем выражение в виде
(X < 5) И (X >= 4)
И проверим все варианты ответа.
1) Ложно, поскольку ложно первое высказывание: 5 меньше 5.
2) Ложно, поскольку ложно второе высказывание: 2 не меньше 4.
3) Ложно, поскольку ложно второе высказывание: 3 не меньше 4.
4) Истинно, поскольку истинны оба высказывания: 4 меньше 5 и 4 не меньше 4.
Правильный ответ указан под номером 4.
7. Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице:
Пояснение.
Из пункта A можно попасть в пункты B, D.
Из пункта B можно попасть в пункты C, D.
A-D-B-C-E: длина маршрута 12 км.
A-D-C-E: длина маршрута 9 км.
A-B-D-C-E: длина маршрута 8 км.
8. Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице:
Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.
Пояснение.
Найдём все варианты маршрутов из A в E и выберем самый короткий.
Из пункта A можно попасть в пункт B.
Из пункта B можно попасть в пункты C, D, E.
Из пункта C можно попасть в пункт E.
Из пункта D можно попасть в пункт E.
A-B-C-E: длина маршрута 9 км.
A-B-E: длина маршрута 9 км.
A-B-D-E: длина маршрута 7 км.
Правильный ответ указан под номером 3.
9. Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице:
Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.
Пояснение.
Найдём все варианты маршрутов из A в E и выберем самый короткий.
Из пункта A можно попасть в пункты B, C, D.
Из пункта B можно попасть в пункт C.
Из пункта C можно попасть в пункты D, E.
A-B-C-E: длина маршрута 7 км.
A-С-E: длина маршрута 7 км.
A-D-C-E: длина маршрута 6 км.
Правильный ответ указан под номером 3.
10. В некотором каталоге хранился файл Сирень.doc , имевший полное имя D:\2013\Лето\Сирень.doc Июнь и файл Сирень.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения.
1) D:\2013\Лето\Сирень.doc
2) D:\2013\Лето\Июнь\Сирень.doc
Пояснение.
Полное имя файла после перемещения будет D:\2013\Лето\Июнь\Сирень.doc.
11. В некотором каталоге хранился файл Сирень.doc . В этом каталоге создали подкаталог Июнь и файл Сирень.doc переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало
D:\2013\Лето\Июнь\Сирень.doc
Укажите полное имя этого файла до перемещения.
1) D:\2013\Лето\Сирень.doc
2) D:\2013\Сирень.doc
3) D:\2013\Лето\Июнь\Сирень.doc
Пояснение.
Полное имя файла до перемещения было D:\2013\Лето\Сирень.doc.
Правильный ответ указан под номером 1.
12. Марина Иванова, работая над проектом по литературе, создала следующие файлы:
D:\Литература\Проект\Есенин.bmp
D:\Учёба\Работа\Писатели.doc
D:\Учёба\Работа\Поэты.doc
D:\Литература\Проект\Пушкин. bmp
D:\Литература\Проект\Стихотворения.doc
Укажите полное имя папки, которая останется пустой при удалении всех файлов с расширением .doc . Считайте, что других файлов и папок на диске D нет.
1) Литература
2) D:\Учёба\Работа
3) D:\Учёба
4) D:\Литература\Проект
Пояснение.
Заметим, что в папке «Работа» нет никаких других файлов, кроме Писатели.doc и Поэты.doc . Следовательно, при удалении всех файлов с расширением .doc , эта папка останется пустой.
Правильный ответ указан под номером 2.
Дан фрагмент электронной таблицы:
Из диаграммы видно, что значения в трёх ячейках равны, а в четвёртой в три раза больше. Поскольку A2 = B2 ≠ D2, C2 = 3.
Найденному значению C2 соответствует формула, указанная под номером 2.
14. Дан фрагмент электронной таблицы:
Из диаграммы видно, что значения в трёх ячейках равны, а значение в четвёртой в три раза больше, чем сумма значений в первых трёх ячейках B2 = C2 = 1 следовательно, D2 = 1.
Найденному значению D2 соответствует формула, указанная под номером 2.
15. Дан фрагмент электронной таблицы:
Из диаграммы видно, что значения в трёх ячейках равны. Поскольку C2 = D2, следовательно, A2 = 3.
Найденному значению A2 соответствует формула, указанная под номером 4.
16. Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b ) (где a, b (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.
(4, 2)(2, −3) (6, −1).
Повтори k раз
Команда1 Команда2 КомандаЗ
Конец
Команда1 Команда2 КомандаЗ
повторится k
раз.
Повтори 5 paз
Сместиться на (0, 1) Сместиться на (−2, 3) Сместиться на (4, −5) Конец
Координаты точки, с которой Чертёжник начинал движение, (3, 1). Каковы координаты точки, в которой он оказался?
Пояснение.
Команда Повтори 5 paз означает, что команды Сместиться на (0, 1) Сместиться на (−2, 3) Сместиться на (4, −5) выполнятся пять раз. В результате Чертёжник переместится на 5·(0 − 2 + 4, 1 + 3 − 5) = (10, −5). Поскольку Чертёжник начинал движение в точке с координатами (3, 1), координаты точки в которой он оказался: (13, −4) .
Правильный ответ указан под номером 3.
17. Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b ) (где a, b - целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные - уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).
Повтори k раз
Команда1 Команда2 КомандаЗ
Конец
Означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ
повторится k
раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 paз
Конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (−9, −3)
2) Сместиться на (−3, 9)
3) Сместиться на (−3, −1)
4) Сместиться на (9, 3)
Пояснение.
Команда Повтори 3 раз означает, что команды Сместиться на (−2, −3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (−4,0) выполнятся три раза. В результате чего Чертёжник переместится на 3·(−2 + 3 − 4, −3 + 2 + 0) = (−9, −3). Таким образом, этот алгоритм можно заменить на команду Сместиться на (−9, −3) .
Правильный ответ указан под номером 1.
18. Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b ) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y ) в точку с координатами (x + a, y + b ). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные – уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (1, 1), то команда Сместиться на (–2, 4) переместит Чертёжника в точку (–1, 5).
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
Сместиться на (–2, –3) Сместиться на (3, 4)
конец
Сместиться на (–4, –2)
Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
1) Сместиться на (1, –1)
2) Сместиться на (–3, –1)
3) Сместиться на (–3, –3)
4) Сместиться на (–1, 1)
Пояснение.
Команда Повтори 3 раз означает, что команды Сместиться на (–2, –3) и Сместиться на (3, 4) выполнятся три раза. В результате Чертёжник переместится на 3·(−2 + 3, −3 + 4) = (3, 3). Таким образом, чертёжник окажется в точке (3; 3), далее он выполнит команду Сместиться на (–4, –2) , после чего окажется в точке (−1; 1). Следовательно, для того, чтобы Чертёжник вернулся в исходную точку ему необходимо выполнить команду Сместиться на (1, −1) .
Ответ: 1.
19. От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:
– – – – – – – –
При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:
Некоторые шифровки можно расшифровать не одним способом. Например, 00101001 может означать не только УРА, но и УАУ. Даны три кодовые цепочки:
Пояснение.
1) «0100100101» может означать как «АУУА», так и «РРАА», и «РАУА».
2) «011011111100» может означать только «ВВОД».
3) «0100110001» может означать как «АУДА», так и «РАДА».
Ответ: «ВВОД».
Ответ: ВВОД
21. Валя шифрует русские слова (последовательности букв), записывая вместо каждой буквы её код:
А | Д | К | Н | О | С |
---|---|---|---|---|---|
01 | 100 | 101 | 10 | 111 | 000 |
Некоторые цепочки можно расшифровать не одним способом. Например, 00010101 может означать не только СКА, но и СНК. Даны три кодовые цепочки:
Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку, и запишите в ответе расшифрованное слово.
Пояснение.
Проанализируем каждый вариант ответа:
1) «10111101» может означать как «КОА» так и «НОК».
2) «100111101» может означать как «ДОК» так и «НАОА».
3) «0000110» может означать только «САН».
Следовательно, ответ «САН».
Ответ: САН
22. В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–», «*» и «/» – соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствует правилам арифметики.
Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:
A:= 8
b:= 3
a:= 3 * a – b
b:= (a / 3) * (b + 2)
В ответе укажите одно целое число - значение переменной b .
Пояснение.
Выполним программу:
A:= 8
b:= 3
a:= 3 * 8 – 3 = 21
b:= (21 / 3) * (3 + 2) = 35
23. В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» - соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:
а:= 7
b:= 2
а:= b*4 + a*3
b:= 30 — a
Пояснение.
Выполним программу:
А:= 7
b:= 2
а:= b*4 + a*3 = 8 + 21 = 29
b:= 30 — a = 1.
24. В алгоритме, записанном ниже, используются переменные a и b. Символ «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» - соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:
а:= 5
b:= 2 + a
а:= a*b
b:= 2*a — b
В ответе укажите одно целое число - значение переменной b.
Пояснение.
Выполним программу:
А:= 5
b:= 2 + a = 7
а:= a*b = 35
b:= 2*a — b = 63.
25. Определите, что будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Пояснение.
Цикл «for k:= 0 to 9 do» выполняется десять раз. Каждый раз переменная s увеличивается на 3. Поскольку изначально s = 3, после выполнения программы получим: s = 3 + 10 · 3 = 33.
26. Определите, что будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Пояснение.
Цикл «for k:= 1 to 9 do» выполняется девять раз. Каждый раз переменная s уменьшается на 3. Поскольку изначально s = 50, после выполнения программы получим: s = 50 − 9 · 3 = 23.
27. Определите, что будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Пояснение.
Цикл «for k:= 1 to 7 do» выполняется семь раз. Каждый раз переменная s умножается на 2. Поскольку изначально s = 1, после выполнения программы получим: s = 1 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 = 128.
28. В таблице Dat представлены данные о количестве голосов, поданных за 10 исполнителей народных песен (Dat - количество голосов, поданных за первого исполнителя; Dat - за второго и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Алгоритмический язык | Бейсик | Паскаль |
---|---|---|
алг |
DIM Dat(10) AS INTEGER |
Var k, m: integer; |
Пояснение.
Программа предназначена для нахождения максимального числа голосов, отданных за одного исполнителя. Проанализировав входные данные, приходим к выводу, что ответ 41.
Ответ: 41.
29. В таблице Dat хранятся данные о количестве сделанных заданий учениками (Dat заданий сделал первый ученик, Dat - второй и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Алгоритмический язык | Бейсик | Паскаль |
---|---|---|
алгнач m:= 10; n: = 0 |
DIM Dat(10) AS INTEGER DIM k,m,n AS INTEGER IF Dat(k) < m THEN m =Dat[k] |
Var k, m, n: integer; Dat: array of integer; m:= 10; n: = 0; |
Пояснение.
Программа предназначена для нахождения номера ученика, сделавшего наименьшее количество заданий. Проанализировав входные данные, приходим к выводу, что ответ 4.
30. В таблице Dat хранятся отметки учащихся 9 класса за самостоятельную работу (Dat – отметка первого учащегося, Dat – второго и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Алгоритмический язык | Бейсик | Паскаль |
---|---|---|
алг |
DIM Dat(10) AS INTEGER |
Var k, m: integer; |
Пояснение.
Программа предназначена для нахождения суммы отметок учеников, отметка которых меньше четвёрки. Проанализировав входные данные, приходим к выводу, что ответом является число 11.
Ответ: 11.
31. На рисунке – схема дорог, связывающих города A, B, C, D, E, F, G, H. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город H?
Пояснение.
В H можно приехать из C, D или G, поэтому N = N H = N C + N D + N G (*).
Аналогично:
N C = N A + N D = 1 + 3 = 4;
N G = N D + N E + N F = 3 + 2 + 1 = 6;
N D = N A + N E = 1 + 2 = 3;
N E = N A + N B = 1 + 1 = 2;
Подставим в формулу (*): N = 4 + 3 + 6 = 13.
Ответ: 13.
32. На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
Пояснение.
Начнем считать количество путей с конца маршрута - с города К. Пусть N X - количество различных путей из города А в город X, N - общее число путей.
В К можно приехать из Е или Д, поэтому N = N К = N Е + N Д (*).
Аналогично:
N Д = N Б + N А = 1 + 1 = 2;
N Е = N Б + N В + N Г = 1 + 2 + 3 = 6;
N Б = N А = 1;
N В = N Б + N А = 1 + 1 = 2;
N Г = N А + N В = 1 + 2 = 3.
Подставим в формулу (*): N = 2 + 6 = 8.
33. На рисунке – схема дорог, связывающих города A, B, C, D, E, F, G, H. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город H?
Пояснение.
Начнем считать количество путей с конца маршрута - с города H. Пусть N X - количество различных путей из города А в город X, N - общее число путей.
В H можно приехать из E, F или G, поэтому N = N H = N E + N F + N G (*).
Аналогично:
N E = N A + N F = 1 + 4 = 5;
N G = N F + N D + N C = 4 + 3 + 1 = 8;
N F = N A + N D = 1 + 3 = 4;
N D = N A + N B + N C = 1+ 1 + 1 = 3;
Подставим в формулу (*): N = 5 + 4 + 8 = 17.
Ответ: 17.
34. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Книги нашего магазина».
Сколько жанров в данном фрагменте удовлетворяют условию
(Количество книг > 35) И (Средняя стоимость < 300)?
В ответе укажите одно число – искомое количество жанров.
Пояснение.
Логическое «И» истинно тогда, когда истинно оба высказывания. Следовательно, подходят те варианты, в которых количество книг превышает 35 и средняя стоимость менее 300 рублей. Таких вариантов 2.
Ответ: 2.
35. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования»:
Пункт назначения | Категория поезда | Время в пути | Вокзал |
---|---|---|---|
Баку | скорый | 61:24 | Курский |
Балашов | пассажирский | 17:51 | Павелецкий |
Балашов | пассажирский | 16:57 | Павелецкий |
Балхаш | скорый | 78:45 | Казанский |
Берлин | скорый | 33:06 | Белорусский |
Брест | скорый | 14:47 | Белорусский |
Брест | скорый | 24:16 | Белорусский |
Брест | ускоренный | 17:53 | Белорусcкий |
Брест | пассажирский | 15:45 | Белорусский |
Брест | пассажирский | 15:45 | Белорусский |
Валуйки | фирменный | 14:57 | Курский |
Варна | скорый | 47:54 | Киевский |
В ответе укажите одно число - искомое количество записей.
Пояснение.
Логическое «ИЛИ» истинно тогда, когда истинны хотя бы одно высказывание. Следовательно, подходят варианты, в которых поезд «пассажирский» и в которых вокзал «Белорусский». Таких вариантов 8.
36. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы о тарифах московского метрополитена.
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию (Стоимость в рублях > 400) ИЛИ (Срок действия < 30 дней)? В ответе укажите одно число - искомое количество записей.
Пояснение.
Логическое «ИЛИ» истинно тогда, когда истинно хотя бы одно высказывание. Следовательно, подходят варианты, в которых стоимость проезда более 400 рублей или срок действия менее 30 дней. Таких вариантов 5.
Ответ: 5.
37. Переведите число 101010 из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. В ответе запишите полученное число.
Пояснение.
Представим число 101010 в виде суммы степеней двойки:
101010 2 = 1 · 2 5 + 1 · 2 3 + 1 · 2 1 = 32 + 8 + 2 = 42.
38. Переведите число 68 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число - количество единиц.
Пояснение.
Представим число 68 в виде суммы степеней двойки: 68 = 64 + 4. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 64 = 100 0000, 4 = 100. Следовательно, 68 10 = 100 0100 2 .
Ответ: 2.
39. Переведите двоичное число 1110001 в десятичную систему счисления.
Пояснение.
1110001 2 = 1 · 2 6 + 1 · 2 5 + 1 · 2 4 + 1 · 2 0 = 64 + 32 + 16 + 1 = 113.
40. У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 3
2. возведи в квадрат
Первая из них увеличивает число на экране на 3, вторая возводит его во вторую степень. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 4 числа 58, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
(Например, 22111 - это алгоритм:
возведи в квадрат
возведи в квадрат
прибавь 3
прибавь 3
прибавь 3,
который преобразует число 3 в 90).
Пояснение.
Ближайшее к числу 58 число, квадратный корень которого является целым числом, - это число 49 = 7 2 . Заметим что 58 = 49 + 3 + 3 + 3. Последовательно пойдём от числа 4 к числу 58:
4 + 3 = 7 (команда 1);
7 2 = 49 (команда 2);
49 + 3 = 52 (команда 1);
52 + 3 = 55 (команда 1);
55 + 3 = 58 (команда 1).
Ответ: 12111.
Ответ: 12111
41. У исполнителя Умножатель две команды, которым присвоены номера:
1. умножь на 3
2. вычти 1
Первая из них умножает число на 3, вторая - вычитает из числа 1. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 8 числа 61, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
(Например, 22112 - это алгоритм:
вычти 1
вычти 1
умножь на 3
умножь на 3
вычти 1
который преобразует число 5 в 26.
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Пояснение.
Последовательно пойдём от числа 8 к числу 61:
8 − 1 = 7 (команда 2);
7 · 3 = 21 (команда 1);
21 · 3 = 63 (команда 1);
63 − 1 = 62 (команда 2);
62 − 1 = 61 (команда 2).
Ответ: 21122.
Ответ: 21122
42. У исполнителя Умножатель две команды, которым присвоены номера:
1. умножь на 3
2. прибавь 2
Первая из них умножает число на 3, вторая - прибавляет к числу 2. Составьте алгоритм получения из числа 2 числа 58, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
(Например, 21122 - это алгоритм:
прибавь 2
умножь на 3
умножь на 3
прибавь 2
прибавь 2,
который преобразует число 1 в 31).
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Пояснение.
Умножение на число обратимо не для любого числа, поэтому, если мы пойдём от числа 58 к числу 2, то однозначно восстановим программу. Полученные команды будут записываться справа налево. Если число некратно 3, то отнимаем 2, а если кратно, то делим на 3:
58 − 2 = 56 (команда 2);
56 − 2 = 54 (команда 2);
54 / 3 = 18 (команда 1);
18 / 3 = 6 (команда 1).
6 / 3 = 2 (команда 1).
Запишем последовательность команд в обратном порядке и получим ответ: 11122.
Ответ: 11122.
Ответ: 11122
43. Файл размером 32 Кбайта передаётся через некоторое соединение со скоростью 1024 бита в секунду. Определите размер файла (в байтах), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 128 бит в секунду. В ответе укажите одно число - размер файла в байтах. Единицы измерения писать не нужно.
Пояснение.
Размер переданного файла = время передачи · скорость передачи. Заметим, что скорость передачи во втором случае в 1024/128 = 8 раз меньше скорости в первом случае. Поскольку время передачи файлов одно и то же, размер файла, который можно передать во втором случае, тоже в 8 раз меньше. Он будет равен 32/8 = 4 Кбайт = 4096 байт.
Ответ: 4096
44. Файл размером 2 Мбайта передаётся через некоторое соединение за 80 секунд. Определите размер файла (в Кбайтах), который можно передать через это же соединение за 120 секунд. В ответе укажите одно число - размер файла в Кбайтах. Единицы измерения писать не нужно.
Пояснение.
Размер переданного файла = время передачи · скорость передачи. Заметим, что время передачи во втором случае в 120/80 = 1,5 раза больше времени в первом случае. Поскольку скорость передачи файлов одна и та же, размер файла, который можно передать во втором случае, тоже в 1,5 раза больше. Он будет равен 1,5 · 2048 = 3072 Кбайт.
Ответ: 3072
45. Файл размером 2000 Кбайт передаётся через некоторое соединение в течение 30 секунд. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать через это соединение за 12 секунд. В ответе укажите одно число - размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.
Пояснение.
Вычислим скорость передачи данных по каналу: 2000 Кбайт/30 сек = 200/3 Кбайт/сек. Следовательно, размер файла, который можно передать за 12 секунд равен 200/3 Кбайт/сек · 12 сек = 800 Кбайт.
46. Автомат получает на вход четырёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам.
1. Вычисляются два числа - сумма первой и второй цифр и сумма третьей и четвёртой цифр заданного числа.
2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке неубывания (без разделителей).
Пример. Исходное число: 2177. Поразрядные суммы: 3, 14. Результат: 314.
Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата.
1915 20 101 1213 1312 312 1519 112 1212
В ответе запишите только количество чисел.
Пояснение.
Проанализируем каждое число.
Число 1915 не может быть результатом работы автомата, поскольку число 19 невозможно получить сложением двух цифр.
Число 20 не может быть результатом работы автомата, поскольку полученные два числа записываются друг за другом в порядке неубывания.
Число 101 не может быть результатом работы автомата, поскольку первая его часть − 1, а вторая − 01 − это не число.
Число 1213 может быть результатом работы автомата, в этом случае исходное число могло быть 6667.
Число 1312 не может быть результатом работы автомата, поскольку полученные два числа записываются друг за другом в порядке неубывания.
Число 312 может быть результатом работы автомата, в этом случае исходное число могло быть 2166.
Число 1519 не может быть результатом работы автомата, поскольку числа записываются в порядке неубывания, а число 19 невозможно получить сложением двух цифр.
Число 112 может быть результатом работы автомата, в этом случае исходное число могло быть 1057.
Число 1212 может быть результатом работы автомата, в этом случае исходное число могло быть 6666.
47. Цепочка из четырёх бусин, помеченных латинскими буквами, формируется по следующему правилу:
– на третьем месте цепочки стоит одна из бусин H, E;
– на втором месте - одна из бусин D, E, C, которой нет на третьем месте;
– в начале стоит одна из бусин D, H, B, которой нет на втором месте;
– в конце - одна из бусин D, E, C, не стоящая на первом месте.
Определите, сколько из перечисленных цепочек созданы по этому правилу?
DEHD HEHC DCEE DDHE DCHE HDHD BHED EDHC DEHE
В ответе запишите только количество цепочек.
Пояснение.
Первая цепочка DEHD не удовлетворяет четвёртому условию правила, четвёртая DDHE - третьему. Седьмая цепочка BHED не удовлетворяет второму условию правила. Восьмая цепочка EDHC не удовлетворяет третьему условию правила.
Таким образом, имеем пять цепочек, удовлетворяющих условию.
48. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она чётна, то удаляется последний символ цепочки, а если нечётна, то в начало цепочки добавляется символ С. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А - на Б, Б - на В и т. д., а Я - на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.
Например, если исходной была цепочка НОГА ОПД , а если исходной была цепочка ТОН , то результатом работы алгоритма будет цепочка ТУПО .
Дана цепочка символов ПЛОТ . Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.
Пояснение.
Применим алгоритм: ПЛОТ (чётное) → ПЛО → РМП .
Применим его ещё раз: РМП (нечётное) → СРМП → ТСНР .
Ответ: ТСНР
49. Доступ к файлу com.txt mail.net http
Пояснение.
http://mail.net/com.txt . Следовательно, ответ БВЕДАЖГ.
Ответ: БВЕДАЖГ
50. Доступ к файлу doc.htm , находящемуся на сервере site.com , осуществляется по протоколуhttp . Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
Пояснение.
Напомним, как формируется адрес в сети Интернет. Сначала указывается протокол (как правило это «ftp» или «http»), потом «://», потом сервер, затем «/», название файла указывается в конце. Таким образом, адрес будет следующим: http://site.com/doc.htm . Следовательно, ответ ЖБАЕГВД.
Ответ: ЖБАЕГВД
51. Доступ к файлу rus.doc , находящемуся на сервере obr.org , осуществляется по протоколу https . Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
Пояснение.
Напомним, как формируется адрес в сети Интернет. Сначала указывается протокол (как правило это «ftp» или «http»), потом «://», потом сервер, затем «/», название файла указывается в конце. Таким образом, адрес будет следующим: https://obr.org/rus.doc . Следовательно, ответ ЖГАВБЕД.
Ответ: ЖГАВБЕД
52. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» - «&»:
Пояснение.
Чем больше в запросе «ИЛИ», тем больше результатов выдаёт поисковой сервер. Чем больше в запросе операций «И», тем меньше результатов выдаст поисковой сервер. Таким образом, ответ БВАГ.
Ответ: БВАГ
53. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код - соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» - «&»:
Пояснение.
Чем больше в запросе «ИЛИ», тем больше результатов выдаёт поисковой сервер. Чем больше в запросе операций «И», тем меньше результатов выдаст поисковой сервер. Таким образом, ответ ГБВА.
Ответ: ГБВА
54. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастании количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» - «&»:
Пояснение.
Чем больше в запросе «ИЛИ», тем больше результатов выдаёт поисковой сервер. Чем больше в запросе операций «И», тем меньше результатов выдаст поисковой сервер. Таким образом, ответ АГБВ.
Ответ: АГБВ
55. В электронную таблицу занесли результаты сдачи нормативов по лёгкой атлетике среди учащихся 7-11 классов. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:
В столбце А указана фамилия; в столбце В - имя; в столбце С - пол; в столбце D - год рождения; в столбце Е - результаты в беге на 1000 метров; в столбце F - результаты в беге на 30 метров; в столбце G - результаты по прыжкам в длину с места. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащихся.
Выполните задание.
1. Сколько процентов участников показало результат по прыжкам в длину более 2 метров? Ответ запишите в ячейку L1 таблицы.
2. Найдите разницу в секундах с точностью до десятых между средним результатом участников 1996 года рождения и средним результатом участников 1999 года рождения в беге на 30 метров. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку L2 таблицы.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько дней за данный период атмосферное давление было выше 760 мм ртутного столба? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Какова средняя скорость ветра была в дни с температурой воздуха ниже 0 оС? Ответ на этот вопрос с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку H3 таблицы.
Пояснение.
Решение для OpenOffice.org Calc и для Microsoft Excel
Первая формула используется для русскоязычной записи функций, вторая - для англоязычной.
В ячейку H2 запишем формулу, определяющую, сколько дней за данный период атмосферное давление было выше 760 мм ртутного столба:
СЧЁТЕСЛИ(C2:C397;»>760″)
=COUNTIF(C2:C397;»>760″)
Для ответа на второй вопрос в ячейке, в столбце G для каждого дня запишем скорость ветра, если в этот день температура воздуха ниже 0 °С, и «» в обратном случае. В ячейку G2 запишем формулу
ЕСЛИ(B2<0;D2; «»)
=IF(B2<0;D2; «»)
Скопируем формулу во все ячейки диапазона G2:G397. Далее, чтобы определить среднюю скорость ветра, запишем формулу в ячейку H3:
СРЗНАЧ(G2:G397)
=AVERAGE(G2:G397)
Возможны и другие способы решения задачи.
Если задание выполнено правильно и при выполнении задания использовались файлы, специально подготовленные для проверки выполнения данного задания, то должны получиться следующие ответы:
на первый вопрос: 6;
на второй вопрос: 1,67.
57. В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В - фамилия; в столбце С - любимый предмет; в столбце D - тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Северо-Восточном округе (СВ) выбрали в качестве любимого предмета математику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Южного округа (Ю)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Пояснение.
task19.xls
1. Запишем в ячейку H2 следующую формулу =ЕСЛИ(A2=»СВ»;C2;0) и скопируем ее в диапазон H3:H1001. В таком случае, в ячейку столбца Н будет записываться название предмета, если ученик из Северо-Восточного округа и «0», если это не так. Применив операцию =ЕСЛИ(H2=»математика»;1;0) , получим столбец(J) с единицами и нулями. Далее, используем операцию =СУММ(J2:J1001) . Получим количество учеников, которые считают своим любимым предметом математику. Таких учеников 17.
2. Для ответа на второй вопрос используем операцию «ЕСЛИ». Запишем в ячейку E2 следующее выражение: =ЕСЛИ(A2=»Ю»;D2;0) , в результате применения данной операции к диапазону ячеек Е2:Е1001, получим столбец, в котором записаны баллы только учеников Южного округа. Просуммировав значения в ячейках, получим сумму баллов учеников: 66 238. Далее посчитаем количество учеников Южного округа с помощью команды =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001;»Ю») , получим: 126. Разделив сумму баллов на количество учеников, получим: 525,69 - искомый средний балл.
Ответ: 1) 17; 2) 525,70.
20.1
У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить
Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли », имеющим следующий вид:
если
условие
то
последовательность команд
все
Здесь условие – одна из команд проверки условия.
Последовательность команд - это одна или несколько любых команд-приказов.
Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
вправо
все
«пока
», имеющий следующий вид:
нц пока
условие
последовательность команд
кц
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле имеется стена. Стена состоит из трёх последовательных отрезков: вправо, вниз, вправо, все отрезки неизвестной длины. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно сверху левого конца
первого отрезка. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно правее второго отрезка и над третьим. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.
20.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел находит среднее арифметическое чисел, кратных 8, или сообщает, что таких чисел нет (выводит «NO»). Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно,последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность).
Количество чисел не превышает 100. Введённые числа не превышают 300. Программа должна вывести среднее арифметическое чисел, кратных 8, или вывести «NO», если таких чисел нет. Значение выводить с точностью до десятых.
Пример работы программы:
Входные данные | Выходные данные |
8 122 64 16 0 |
29,3 |
111 1 0 |
NO |
Пояснение.
20.1 Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, – курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|».
| Двигаемся вправо вдоль верхней горизонтальной стены пока она не закончится
нц пока не (снизу свободно)
вправо
кц
| Двигаемся вниз вдоль вертикальной стены и красим клетки
нц пока снизу свободно
вниз
закрасить
кц
| Двигаемся вправо вдоль горизонтальной стены и красим клетки
нц пока не (снизу свободно)
закрасить
вправо
кц
20.2 Решением является программа, записанная на любом языке программирования. Пример верного решения, записанного на языке Паскаль:
var a, s, n: integer;
begin
s:=0; n:=0;
readln(a);
while a<>0 do begin
if (a mod 8 = 0) then
begin
s:= s + a;
n:= n + 1;
end;
readln(a); end;
if n > 0 then writeln(s/n:5:1)
else writeln(’NO’);
end.
Возможны и другие варианты решения. Для проверки правильности работы программы необходимо использовать
следующие тесты:
№ | Входные данные | Выходные данные |
1 | 2 222 0 |
NO |
2 | 16 0 |
16.0 |
3 | 1632 64 8 8 5 0 |
25.6 |
59. Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 20.1 или 20.2.
20.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.
У Робота есть девять команд. Четыре команды - это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.
Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды - это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
Эти команды можно использовать вместе с условием «если» , имеющим следующий вид:
если
условие
то
последовательность команд
все
Здесь условие - одна из команд проверки условия. Последовательность команд - это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока» , имеющий следующий вид:
нц пока
условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В вертикальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её правого конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены.
Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого справа рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
Конечное расположение Робота может быть произвольным. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен.
Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.
20.2
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, оканчивающееся на 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 4. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число - минимальное число,
оканчивающееся на 4.
Пример работы программы:
Входные данные | Выходные данные |
14 |
Пояснение. 20.1 Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, -курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|».
||Двигаемся влево, пока не дойдём до вертикальной стены.
нц пока слева свободно
влево
кц
|Двигаемся вверх, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки.
нц пока не слева свободно
закрасить
вверх
кц
нц пока слева свободно
вверх
кц
|Двигаемся вверх до конца стены и закрашиваем клетки.
нц пока не слева свободно
закрасить
вверх
кц
|Обходим стену.
влево
вниз
|Двигаемся вниз, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц
|Двигаемся дальше до вертикальной стены.
нц пока справа свободно
вниз
кц
|Двигаемся вниз до конца стены и закрашиваем клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц
Возможны и другие варианты решения. Допускается использование иного синтаксиса инструкций исполнителя,
более привычного для учащихся. Допускается наличие отдельных синтаксических ошибок, не искажающих замысла автора решения
20.2 Решением является программа, записанная на любом языке программирования. Пример верного решения, записанного на языке Паскаль:
Var n,i,a,min: integer;
begin
readln(n);
min:= 30001;
for i:= 1 to n do
begin
readln(a);
if (a mod 10 = 4) and (a < min)
then min:= a;
end;
writeln(min)
end.
Возможны и другие варианты решения. Для проверки правильности работы программы необходимо использовать следующие тесты:
№ | Входные данные | Выходные данные |
---|---|---|
1 | 4 | |
2 | 14 | |
3 | 4 |
60. Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 20.1 или 20.2.
20.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды - это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды - это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «если» , имеющим следующий вид:
если
условие
то
последовательность команд
все
Здесь условие - одна из команд проверки условия. Последовательность команд - это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока» , имеющий следующий вид:
нц пока
условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле имеется лестница. Сначала лестница поднимается вверх слева направо, потом опускается вниз также слева направо. Правее спуска лестница переходит в горизонтальную стену. Высота каждой ступени - 1 клетка, ширина - 1 клетка. Количество ступенек, ведущих вверх, и количество ступенек, ведущих вниз, неизвестно. Между спуском и подъемом ширина площадки - 1 клетка. Робот находится в клетке, расположенной в начале спуска. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р») .
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно над лестницей. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.
20.2 Введите с клавиатуры 8 положительных целых чисел. Определите, сколько из них делятся на 3 и при этом заканчиваются на 4. Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 3 и оканчивающихся на 4.
Пример работы программы:
Входные данные | Выходные данные |
12 14 24 54 44 33 84 114 |
4 |
Пояснение. 20.1 Следующий алгоритм выполнит требуемую задачу.
нц пока не справа свободно
закрасить
вверх
закрасить
вправо
кц
закрасить
вправо
нц пока снизу свободно
закрасить
вниз
закрасить
вправо
кц
20.2 Решение
Var i, n, а: integer;
begin n: = 0;
for i: = 1 to 8 do
begin
readln(a);
if (a mod 3 = 0) and (a mod 10 = 4) then
n: = n + 1 ; end;
writeln (n);
end .
Для проверки правильности работы программы необходимо использовать следующие тесты:
Входные данные | Выходные данные | |
---|---|---|
1 | 0 | |
2 | 1 | |
3 | 3 |
Задания ОГЭ по информатике с решениями и ответами
Государственная итоговая аттестация для выпускников девятых классов в настоящее время является добровольной, всегда можно отказаться и сдавать привычные традиционные экзамены.Чем же привлекательнее тогда форма ОГЭ (ГИА) для выпускников 9 класса 2019 года? Проведение непосредственно аттестации в данной новой форме позволяет получить независимую оценку подготовки школьников. Все задания ОГЭ (ГИА) представлены в виде специальной формы, включающей в себя вопросы с выбором ответа на них. Проводится прямая аналогия с ЕГЭ. При этом можно давать как краткие, так и развернутые ответы. Наш сайт сайт поможет вам отлично подготовиться и оценить реально свои шансы. Помимо этого, тесты ГИА и ОГЭ онлайн с проверкой ответов помогают вам определиться с дальнейшим выбором профильного класса старшей школы. Вы сами сможете легко оценить свои знания по выбранному предмету. Для этого наш проект предлагает вам различные тесты по ряду дисциплин. Наш сайт, посвященный подготовке к сдаче ГИА 2019 года 9 класс онлайн , в полной мере поможет вам подготовиться к первому серьезному и ответственному испытанию в жизни.
Все материалы нашего сайта представлены в простой, доступной для понимания форме. Будь вы круглый отличник в своем классе или обычный среднестатистический ученик - всё теперь в ваших руках. Не лишним вам будет посетить наши . Здесь вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы. Будьте подготовленным к непростому испытанию ОГЭ, ГИА и результат превзойдет все ваши ожидания.