Калькулятор восьмеричной системы счисления вычитание. Калькулятор систем счисления с решением. Заем единицы из старшего разряда
С помощю этого онлайн калькулятора можно перевести целые и дробные числа из одной системы счисления в другую. Дается подробное решение с пояснениями. Для перевода введите исходное число, задайте основание сисемы счисления исходного числа, задайте основание системы счисления, в которую нужно перевести число и нажмите на кнопку "Перевести". Теоретическую часть и численные примеры смотрите ниже.
Результат уже получен!
Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в любую другую − теория, примеры и решения
Существуют позиционные и не позиционные системы счисления. Арабская система счисления, которым мы пользуемся в повседневной жизни, является позиционной, а римская − нет. В позиционных системах счисления позиция числа однозначно определяет величину числа. Рассмотрим это на примере числа 6372 в десятичном системе счисления. Пронумеруем это число справа налево начиная с нуля:
Тогда число 6372 можно представить в следующем виде:
6372=6000+300+70+2 =6·10 3 +3·10 2 +7·10 1 +2·10 0 .
Число 10 определяет систему счисления (в данном случае это 10). В качестве степеней взяты значения позиции данного числа.
Рассмотрим вещественное десятичное число 1287.923. Пронумеруем его начиная с нуля позиции числа от десятичной точки влево и вправо:
Тогда число 1287.923 можно представить в виде:
1287.923 =1000+200+80 +7+0.9+0.02+0.003 = 1·10 3 +2·10 2 +8·10 1 +7·10 0 +9·10 -1 +2·10 -2 +3·10 -3 .
В общем случае формулу можно представить в следующем виде:
Ц n ·s n +Ц n-1 ·s n-1 +...+Ц 1 ·s 1 +Ц 0 ·s 0 +Д -1 ·s -1 +Д -2 ·s -2 +...+Д -k ·s -k
где Ц n -целое число в позиции n , Д -k - дробное число в позиции (-k), s - система счисления.
Несколько слов о системах счисления.Число в десятичной системе счисления состоит из множества цифр {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9}, в восьмеричной системе счисления - из множества цифр {0,1,2,3,4,5,6,7}, в двоичной системе счисления - из множества цифр {0,1}, в шестнадцатеричной системе счисления - из множества цифр {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F}, где A,B,C,D,E,F соответствуют числам 10,11,12,13,14,15.В таблице Таб.1 представлены числа в разных системах счисления.
Таблица 1 | |||
---|---|---|---|
Система счисления | |||
10 | 2 | 8 | 16 |
0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 10 | 2 | 2 |
3 | 11 | 3 | 3 |
4 | 100 | 4 | 4 |
5 | 101 | 5 | 5 |
6 | 110 | 6 | 6 |
7 | 111 | 7 | 7 |
8 | 1000 | 10 | 8 |
9 | 1001 | 11 | 9 |
10 | 1010 | 12 | A |
11 | 1011 | 13 | B |
12 | 1100 | 14 | C |
13 | 1101 | 15 | D |
14 | 1110 | 16 | E | 15 | 1111 | 17 | F |
Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Для перевода чисел с одной системы счисления в другую, проще всего сначала перевести число в десятичную систему счисления, а затем, из десятичной системы счисления перевести в требуемую систему счисления.
Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную систему счисления
С помощью формулы (1) можно перевести числа из любой системы счисления в десятичную систему счисления.
Пример 1. Переводить число 1011101.001 из двоичной системы счисления (СС) в десятичную СС. Решение:
1 ·2 6 +0 ·2 5 +1 ·2 4 +1 ·2 3 +1 ·2 2 +0 ·2 1 +1 ·2 0 +0 ·2 -1 +0 ·2 -2 +1 ·2 -3 =64+16+8+4+1+1/8=93.125
Пример 2. Переводить число 1011101.001 из восьмеричной системы счисления (СС) в десятичную СС. Решение:
Пример 3 . Переводить число AB572.CDF из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную СС. Решение:
Здесь A -заменен на 10, B - на 11, C - на 12, F - на 15.
Перевод чисел из десятичной системы счисления в другую систему счисления
Для перевода чисел из десятичной системы счисления в другую систему счисления нужно переводить отдельно целую часть числа и дробную часть числа.
Целую часть числа переводится из десятичной СС в другую систему счисления - последовательным делением целой части числа на основание системы счисления (для двоичной СС - на 2, для 8-ичной СС - на 8, для 16-ичной - на 16 и т.д.) до получения целого остатка, меньше, чем основание СС.
Пример 4 . Переведем число 159 из десятичной СС в двоичную СС:
159 | 2 | ||||||
158 | 79 | 2 | |||||
1 | 78 | 39 | 2 | ||||
1 | 38 | 19 | 2 | ||||
1 | 18 | 9 | 2 | ||||
1 | 8 | 4 | 2 | ||||
1 | 4 | 2 | 2 | ||||
0 | 2 | 1 | |||||
0 |
Как видно из Рис. 1, число 159 при делении на 2 дает частное 79 и остаток 1. Далее число 79 при делении на 2 дает частное 39 и остаток 1 и т.д. В результате построив число из остатков деления (справа налево) получим число в двоичной СС: 10011111 . Следовательно можно записать:
159 10 =10011111 2 .
Пример 5 . Переведем число 615 из десятичной СС в восьмеричную СС.
615 | 8 | ||
608 | 76 | 8 | |
7 | 72 | 9 | 8 |
4 | 8 | 1 | |
1 |
При приведении числа из десятичной СС в восьмеричную СС, нужно последовательно делить число на 8, пока не получится целый остаток меньшее, чем 8. В результате построив число из остатков деления (справа налево) получим число в восьмеричной СС: 1147 (см. Рис. 2). Следовательно можно записать:
615 10 =1147 8 .
Пример 6 . Переведем число 19673 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную СС.
19673 | 16 | ||
19664 | 1229 | 16 | |
9 | 1216 | 76 | 16 |
13 | 64 | 4 | |
12 |
Как видно из рисунка Рис.3, последовательным делением числа 19673 на 16 получили остатки 4, 12, 13, 9. В шестнадцатеричной системе счисления числе 12 соответствует С, числе 13 - D. Следовательно наше шестнадцатеричное число - это 4CD9.
Для перевода правильных десятичных дробей (вещественное число с нулевой целой частью) в систему счисления с основанием s необходимо данное число последовательно умножить на s до тех пор, пока в дробной части не получится чистый нуль, или же не получим требуемое количество разрядов. Если при умножении получится число с целой частью, отличное от нуля, то эту целую часть не учитывать (они последовательно зачисливаются в результат).
Рассмотрим вышеизложенное на примерах.
Пример 7 . Переведем число 0.214 из десятичной системы счисления в двоичную СС.
0.214 | ||
x | 2 | |
0 | 0.428 | |
x | 2 | |
0 | 0.856 | |
x | 2 | |
1 | 0.712 | |
x | 2 | |
1 | 0.424 | |
x | 2 | |
0 | 0.848 | |
x | 2 | |
1 | 0.696 | |
x | 2 | |
1 | 0.392 |
Как видно из Рис.4, число 0.214 последовательно умножается на 2. Если в результате умножения получится число с целой частью, отличное от нуля, то целая часть записывается отдельно (слева от числа), а число записывается с нулевой целой частью. Если же при умножении получиться число с нулевой целой частью, то слева от нее записывается нуль. Процесс умножения продолжается до тех пор, пока в дробной части не получится чистый нуль или же не получим требуемое количество разрядов. Записывая жирные числа (Рис.4) сверху вниз получим требуемое число в двоичной системе счисления: 0.0011011 .
Следовательно можно записать:
0.214 10 =0.0011011 2 .
Пример 8 . Переведем число 0.125 из десятичной системы счисления в двоичную СС.
0.125 | ||
x | 2 | |
0 | 0.25 | |
x | 2 | |
0 | 0.5 | |
x | 2 | |
1 | 0.0 |
Для приведения числа 0.125 из десятичной СС в двоичную, данное число последовательно умножается на 2. В третьем этапе получилось 0. Следовательно, получился следующий результат:
0.125 10 =0.001 2 .
Пример 9 . Переведем число 0.214 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную СС.
0.214 | ||
x | 16 | |
3 | 0.424 | |
x | 16 | |
6 | 0.784 | |
x | 16 | |
12 | 0.544 | |
x | 16 | |
8 | 0.704 | |
x | 16 | |
11 | 0.264 | |
x | 16 | |
4 | 0.224 |
Следуя примерам 4 и 5 получаем числа 3, 6, 12, 8, 11, 4. Но в шестнадцатеричной СС числам 12 и 11 соответствуют числа C и B. Следовательно имеем:
0.214 10 =0.36C8B4 16 .
Пример 10 . Переведем число 0.512 из десятичной системы счисления в восьмеричную СС.
0.512 | ||
x | 8 | |
4 | 0.096 | |
x | 8 | |
0 | 0.768 | |
x | 8 | |
6 | 0.144 | |
x | 8 | |
1 | 0.152 | |
x | 8 | |
1 | 0.216 | |
x | 8 | |
1 | 0.728 |
Получили:
0.512 10 =0.406111 8 .
Пример 11 . Переведем число 159.125 из десятичной системы счисления в двоичную СС. Для этого переведем отдельно целую часть числа (Пример 4) и дробную часть числа (Пример 8). Далее объединяя эти результаты получим:
159.125 10 =10011111.001 2 .
Пример 12 . Переведем число 19673.214 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную СС. Для этого переведем отдельно целую часть числа (Пример 6) и дробную часть числа (Пример 9). Далее объединяя эти результаты получим.
Как мы складываем в десятичной системе счисления?
Давайте вспомним о том, как мы складываем числа уже привычным нам способом, в десятичной .
Самое главное стоит понять разряды. Вспомните алфавит каждой СС и тогда вам станет легче.
Сложение в двоичной системе ничем не отличается от сложения в десятичной системе. Главное помнить, алфавит содержит всего две цифры: 0 и 1. Поэтому когда мы складываем 1 + 1, то получаем 0, и увеличиваем число еще на 1 разряд. Посмотрите на пример выше:
- Начинаем складывать как и привыкли справа налево. 0 + 0 = 0, значит записываем 0. Переходим к следующему разряду.
- Складываем 1 + 1 и получаем 2, но 2 нет в двоичной системе счисления, а значит мы записываем 0, а 1 добавляем к следующему разряду.
- У нас получается в этом разряде три единицы складываем 1 + 1 + 1 = 3, этой цифры также быть не может. Значит 3 – 2 = 1. И 1 добавляем к следующему разряду.
- У нас вновь получается 1 + 1 = 2. Мы уже знаем, что 2 быть не может, значит записываем 0, а 1 добавляем к следующему разряду.
- Складывать больше нечего, значит в ответе получаем: 10100.
Один пример мы разобрали, второй решите самостоятельно:
Так же как и в любых других системах счисления необходимо помнить Алфавит. Давайте попробуем сложить выражение.
- Все как обычно, начинаем складывать справа налево. 4 + 3 = 7.
- 5 + 4 = 9. Девяти быть не может, значит из 9 вычитаем 8, получаем 1. И еще 1 добавляем к следующему разряду.
- 3 + 7 + 1 = 11. Из 11 вычитаем 8, получаем 3. И единицу добавляем к следующему разряду.
- 6 + 1 = 7.
- Складывать далее нечего. Ответ: 7317.
А теперь проделайте сложение самостоятельно:
- Выполняем уже знакомые нам действия и не забываем про алфавит. 2 + 1 = 3.
- 5 + 9 = 14. Вспоминаем Алфавит: 14 = Е.
- С = 12. 12 + 8 = 20. Двадцати нет в шестнадцатеричной системе счисления. Значит из 20 вычитаем 16 и получаем 4. И единицу добавляем к следующему разряду.
- 1 + 1 = 2.
- Больше складывать нечего. Ответ: 24Е3.
Вычетание в системах счисления
Вспомним, как мы это делаем в десятичной системе счисления.
- Начинаем слева направо, от меньшего разряда к большему. 2 – 1 = 1.
- 1 – 0 = 1.
- 3 – 9 = ? Тройка меньше девяти, поэтому позаимствуем единицу из старшего разряда. 13 – 9 = 4.
- Из последнего разряда мы взяли единицу для предыдущего действия, поэтому 4 – 1 = 3.
- Ответ: 3411.
- Начинаем как обычно. 1 – 1 = 0.
- 1 – 0 = 1.
- От 0 отнять единицу нельзя. Поэтому заберем один разряд у старшего. 2 – 1 = 1.
- Ответ: 110.
А теперь решите самостоятельно:
- Ничего нового, главное помнить алфавит. 4 – 3 = 1.
- 5 – 0 = 5.
- От 3 отнять 7 мы сразу не можем, для этого нам необходимо заимствовать единицу у более старшего разряда. 11 – 7 = 4.
- Помним, что заимствовали единицу ранее, 6 – 1 = 5.
- Ответ: 5451.
Возьмем предыдущий пример, и посмотрим каков будет результат в шестнадцатеричной системе. Такой же или другой?
- 4 – 3 = 1.
- 5 – 0 = 5.
- От 3 отнять 7 мы сразу не можем, для этого нам необходимо заимствовать единицу у более старшего разряда. 19 – 7 = 12. В шестнадцатеричной системе 12 = С.
- Помним, что заимствовали единицу ранее, 6 – 1 = 5
- Ответ: 5С51
Пример для самостоятельного решения:
Умножение в системах счисления
Давайте запомним раз и навсегда, что умножение в любой системе счисления на единицу, всегда даст тоже самое число.
- Каждый разряд умножаем на единицу, как обычно справа налево, и получаем число 6748;
- 6748 умножаем на 8 и получаем число 53984;
- Проделываем операцию умножения 6748 на 3. Получаем число 20244;
- Складываем все 3 числа, по правилам. Получаем 2570988;
- Ответ: 2570988.
В двоичной системе умножать очень легко. Мы всегда умножаем либо на 0, либо на единицу. Главное, это внимательно складывать. Давайте попробуем.
- 1101 умножаем на единицу, как обычно справа налево, и получаем число 1101;
- Проделываем эту операцию еще 2 раза;
- Складываем все 3 числа внимательно, помним про алфавит, не забывая про лесенку;
- Ответ: 1011011.
Пример для самостоятельного решения:
- 5 х 4 = 20. А 20 = 2 х 8 + 4. Остаток от деления записываем в число – это будет 4, а 2 держим в уме. Проделываем эту процедуру справа налево и получаем число 40234;
- При умножении на 0, получаем четыре 0;
- При умножении на 7, у нас получается число 55164;
- Теперь складываем числа и получаем – 5556634;
- Ответ: 5556634.
Пример для самостоятельного решения:
Все как обычно, главное вспомните алфавит. Буквенные цифры, для удобства переводите в привычную для себя систему счисления, как умножите, переводите обратно в буквенное значение.
Давайте для наглядности разберем умножение на 5 числа 20А4.
- 5 х 4 = 20. А 20 = 16 + 4. Остаток от деления записываем в число – это будет 4, а 1 держим в уме.
- А х 5 + 1 = 10 х 5 + 1 = 51. 51 = 16 х 3 + 3. Остаток от деления записываем в число – это будет 3, а 3 держим в уме.
- При умножении на 0, получаем 0 + 3 = 3;
- 2 х 5 = 10 = А; В итоге у нас получается А334; Проделываем эту процедуру с двумя другими числами;
- Помним правило умножения на 1;
- При умножении на В, у нас получается число 1670С;
- Теперь складываем числа и получаем – 169В974;
- Ответ: 169В974.
Пример для самостоятельного решения.
Рассмотрим основные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Правила выполнения этих операций в десятичной системе хорошо известны - это сложение, вычитание, умножение столбиком и деление углом. Эти правила применимы и ко всем другим позиционным системам счисления. Только надо пользоваться особыми таблицами сложения и умножения для каждой системы.
1. Сложение
Таблицы сложения легко составить, используя правила счета.
При сложении цифры суммируются по разрядам, и если при этом возникает избыток, то он переносится влево.
Пример 1. Сложим числа 15 и 6 в различных системах счисления .
Пример 2. Сложим числа 15, 7 и 3.
Шестнадцатеричная : F 16 +7 16 +3 16 |
15+7+3 = 25 10 = 11001 2 = 31 8 = 19 16 . Проверка: 11001 2 = 2 4 + 2 3 + 2 0 = 16+8+1=25, 31 8 = 3 . 8 1 + 1 . 8 0 = 24 + 1 = 25, 19 16 = 1 . 16 1 + 9 . 16 0 = 16+9 = 25. |
Пример 3. Сложим числа 141,5 и 59,75 .
Ответ: 141,5 + 59,75 = 201,25 10 = 11001001,01 2 = 311,2 8 = C9,4 16
Проверка. Преобразуем полученные суммы к десятичному виду :
11001001,01 2 = 2 7 + 2 6 + 2 3 + 2 0 + 2 -2 = 201,25
311,2 8 = 3 . 8 2 + 1 . 8 1 + 1 . 8 0 + 2 . 8 -1 = 201,25
C9,4 16 = 12 . 16 1 + 9 . 16 0 + 4 . 16 -1 = 201,25
2. Вычитание
Вычитание в двоичной системе счисления
заем |
Вычитание в шестнадцатеричной системе счисления
Заем единицы из старшего разряда |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вычитание в восьмеричной системе счисления
|
Заем единицы из старшего разряда
Пример 4. Вычтем единицу из чисел 10 2 , 10 8 и 10 16
Пример 5. Вычтем единицу из чисел 100 2 , 100 8 и 100 16 .
Пример 6. Вычтем число 59,75 из числа 201,25.
Ответ: 201,25 10 - 59,75 10 = 141,5 10 = 10001101,1 2 = 215,4 8 = 8D,8 16 .
Проверка. Преобразуем полученные разности к десятичному виду:
10001101,1 2 = 2 7 + 2 3 + 2 2 + 2 0 + 2 -1 = 141,5;
215,4 8 = 2 . 8 2 + 1 . 8 1 + 5 . 8 0 + 4 . 8 -1 = 141,5;
8D,8 16 = 8 . 16 1 + D . 16 0 + 8 . 16 -1 = 141,5.
Примеры перевода чисел в различные системы счисления
Пример №1
Переведем число 12 из десятичной в двоичную систему счисления
Решение
Переведем число 12 10 в 2-ичную систему счисления, при помощи последовательного деления на 2, до тех пор, пока неполное частное не будет равно нулю. В результате будет получено число из остатков деления записанное справа налево.
12 | : | 2 | = | 6 | остаток: 0 |
6 | : | 2 | = | 3 | остаток: 0 |
3 | : | 2 | = | 1 | остаток: 1 |
1 | : | 2 | = | 0 | остаток: 1 |
12 10 = 1100 2
Пример №2
Переведем число 12.3 из десятичной в двоичную систему счисления
12.3 10 = 1100.010011001100110011001100110011 2
РешениеПереведем целую часть 12 числа 12.3 10 в 2-ичную систему счисления, при помощи последовательного деления на 2, до тех пор, пока неполное частное не будет равно нулю. В результате будет получено число из остатков деления записанное справа налево.
12 | : | 2 | = | 6 | остаток: 0 |
6 | : | 2 | = | 3 | остаток: 0 |
3 | : | 2 | = | 1 | остаток: 1 |
1 | : | 2 | = | 0 | остаток: 1 |
12 10 = 1100 2
Переведем дробную часть 0.3 числа 12.3 10 в 2-ичную систему счисления, при помощи последовательного умножения на 2, до тех пор, пока в дробной части произведения не получиться ноль или не будет достигнуто необходимое количество знаков после запятой. Если в результате умножения целая часть не равна нулю, тогда необходимо заменить значение целой части на ноль. В результате будет получено число из целых частей произведений, записанное слева направо.
0.3 | · | 2 | = | 0 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.3 10 = 0.010011001100110011001100110011 2
12.3 10 = 1100.010011001100110011001100110011 2
Пример №3
Переведем число 10011 из двоичной системы в десятичную систему счисления
Решение
Переведем число 10011 2 в десятичную систему счисления, для этого сначала запишем позицию каждой цифры в числе с права налево, начиная с нуля
Каждая позиция цифры будет степенью числа 2, так как система счисления 2-ичная. Необходимо последовательно умножить каждое число 10011 2 на 2 в степени соответствующей позиции числа и затем сложить с последующим произведением следующего числа в степени соответствующей его позиции.
10011 2 = 1 ⋅ 2 4 + 0 ⋅ 2 3 + 0 ⋅ 2 2 + 1 ⋅ 2 1 + 1 ⋅ 2 0 = 19 10
Пример №4
Переведем число 11.101 из двоичной системы в десятичную систему счисления
11.101 2 = 3.625 10
РешениеПереведем число 11.101 2 в десятичную систему счисления, для этого сначала запишем позицию каждой цифры в числе
Каждая позиция цифры будет степенью числа 2, так как система счисления 2-ичная. Необходимо последовательно умножить каждое число 11.101 2 на 2 в степени соответствующей позиции числа и затем сложить с последующим произведением следующего числа в степени соответствующей его позиции.
11.101 2 = 1 ⋅ 2 1 + 1 ⋅ 2 0 + 1 ⋅ 2 -1 + 0 ⋅ 2 -2 + 1 ⋅ 2 -3 = 3.625 10
Пример №5
Переведем число 1583 из десятичной системы в шестнадцатеричную систему счисления
1583 10 = 62F 16
РешениеПереведем число 1583 10 в 16-ичную систему счисления, при помощи последовательного деления на 16, до тех пор, пока неполное частное не будет равно нулю. В результате будет получено число из остатков деления записанное справа налево.
1583 | : | 16 | = | 98 | остаток: 15, 15 = F |
98 | : | 16 | = | 6 | остаток: 2 |
6 | : | 16 | = | 0 | остаток: 6 |
1583 10 = 62F 16
Пример №6
Переведем число 1583.56 из десятичной системы в шестнадцатеричную систему счисления
1583.56 10 = 62F.8F5C28F5C28F5C28F5C28F5C28F5C2 16
РешениеПереведем целую часть 1583 числа 1583.56 10 в 16-ичную систему счисления, при помощи последовательного деления на 16, до тех пор, пока неполное частное не будет равно нулю. В результате будет получено число из остатков деления записанное справа налево.
1583 | : | 16 | = | 98 | остаток: 15, 15 = F |
98 | : | 16 | = | 6 | остаток: 2 |
6 | : | 16 | = | 0 | остаток: 6 |
1583 10 = 62F 16
Переведем дробную часть 0.56 числа 1583.56 10 в 16-ичную систему счисления, при помощи последовательного умножения на 16, до тех пор, пока в дробной части произведения не получиться ноль или не будет достигнуто необходимое количество знаков после запятой. Если в результате умножения целая часть не равна нулю, тогда необходимо заменить значение целой части на ноль. В результате будет получено число из целых частей произведений, записанное слева направо.
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 10 = 0.8F5C28F5C28F5C28F5C28F5C28F5C2 16
1583.56 10 = 62F.8F5C28F5C28F5C28F5C28F5C28F5C2 16
Пример №7
Переведем число A12DCF из шестнадцатеричной системы в десятичную систему счисления
A12DCF 16 = 10563023 10
РешениеПереведем число A12DCF 16 в десятичную систему счисления, для этого сначала запишем позицию каждой цифры в числе с права налево, начиная с нуля
Каждая позиция цифры будет степенью числа 16, так как система счисления 16-ичная. Необходимо последовательно умножить каждое число A12DCF 16 на 16 в степени соответствующей позиции числа и затем сложить с последующим произведением следующего числа в степени соответствующей его позиции.
2
Каждая позиция цифры будет степенью числа 16, так как система счисления 16-ичная. Необходимо последовательно умножить каждое число A12DCF.12A 16 на 16 в степени соответствующей позиции числа и затем сложить с последующим произведением следующего числа в степени соответствующей его позиции.
A 16 = 10 10
D 16 = 13 10
C 16 = 12 10
F 16 = 15 10
A12DCF.12A 16 = 10 ⋅ 16 5 + 1 ⋅ 16 4 + 2 ⋅ 16 3 + 13 ⋅ 16 2 + 12 ⋅ 16 1 + 15 ⋅ 16 0 + 1 ⋅ 16 -1
Каждая позиция цифры будет степенью числа 2, так как система счисления 2-ичная. Необходимо последовательно умножить каждое число 1010100011 2 на 2 в степени соответствующей позиции числа и затем сложить с последующим произведением следующего числа в степени соответствующей его позиции.
1010100011 2 = 1 ⋅ 2 9 + 0 ⋅ 2 8 + 1 ⋅ 2 7 + 0 ⋅ 2 6 + 1 ⋅ 2 5 + 0 ⋅ 2 4 + 0 ⋅ 2 3 + 0 ⋅ 2 2 + 1 ⋅ 2 1 + 1 ⋅ 2 0 = 675 10
Переведем число 675 10 в 16-ичную систему счисления, при помощи последовательного деления на 16, до тех пор, пока неполное частное не будет равно нулю. В результате будет получено число из остатков деления записанное справа налево.
675 | : | 16 | = | 42 | остаток: 3 |
42 | : | 16 | = | 2 | остаток: 10, 10 = A |
2 | : | 16 | = | 0 | остаток: 2 |
675 10 = 2A3 16